Анадырь






0
ощущается как -5
84.87
91.96
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

100 лет по-эскимосски

16.07.2022

Инна ГЛАДКОВА
gazeta@ks.chukotka.ru

В минувшую субботу национальное эскимосское село Уэлькаль отметило 100-летие со дня своего образования. Сельчане, как и планировали, собрались на центральной площади в полдень, где предварительно была установлена сцена.

С лахтаком и пирогами

Как рассказала и. о. начальника сектора культурно-просветительской и досуговой деятельности села Уэлькаль Анна Выквыросгина, погода выдалась довольно ветреной и прохладной, но на площади можно было выпить горячего чая и согреться у костра, на котором хозяйки готовили традиционное эскимосское угощение: лепёшки, мясо лахтака и моржа. По спецзаказу для гостей в уэлькальской пекарне изготовили два больших пирога – один сладкий, другой мясной.

К началу праздника на центральной площади собрались уэлькальцы – от мала до велика. На праздник приехали даже те жители села, которые давно перебрались на постоянное место жительства в Эгвекинот.

К сожалению, на столетие не смог прибыть глава администрации городского округа Эгвекинот Роман Коркишко. Впрочем, земляков от имени руководителя муниципалитета поздравил его уполномоченный в селе Уэлькаль Вячеслав Кевкун.

Концертно-развлекательная программа была подготовлена заранее. Сначала на сцене выступил ансамбль «Имля» («Белёк» – детёныш нерпы), который исполнил одноимённый танец, затем его коллективы-спутники – молодёжный «Киягнык» («Жизнь») и «Авсынахак» («Евражка»).

 Многие сельчане получили почётные грамоты, благодарности, благодарственные письма и денежные премии. Приятным и памятным сюрпризом стал ещё один подарок – небольшая по объёму книга, посвящённая селу Уэлькаль и изданная к 100-летию поселения.

«Угляктак» – значит «товарищ»

Вековая история Уэлькаля небезынтересна. Летом 1922 года на берег у входа в залив Креста высадились представители пяти эскимосских родов – Армарамыт, Лякогмит, Санигмильут, Сигунпагыт, Пагалит, которые прибыли из селения Уназик (Старое Чаплино). На новом месте они построили землянки и начали заниматься охотой на морского и пушного зверя, организовав обмен с местными чукчами-оленеводами.

Уже в 1928 году под влиянием представителей советской власти поселенцы создали кооператив, а в 1931 году объединились в коллективное хозяйство «Угляктак» («Товарищ»). Первыми колхозниками стали Таньтикина, Мыкыли, Тынатагина, Аяуткака, Айвыхпака, Акельката, Акелькуна.

Старожилы села до сих пор помнят имена своих предков, в том числе и первых поселенцев, к которым возводят свои родословные.

В том же 1931 году в Уэлькале открылась школа. Первоначально она размещалась, по сути, в просторной землянке, но уже в 1938-м переехала в рубленное из брёвен здание.

В годы Великой Отечественной войны уэлькальцы, как и вся страна, трудились под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!». Охотники добывали и сдавали пушнину, кость моржа. Руками эскимосских мастериц были пошиты тысячи пар тёплых варежек, кухлянок, чижей – всё это отправлялось на фронт. Больше десятка сельчан были награждены медалью «За доблестный труд», а четверо уэлькальцев – Кипятка, Нупатагин, Люнлю и Сарголик воевали в действующей армии.

В войну крошечный Уэлькаль получил известность по обе стороны Берингова пролива. Рядом с небольшим селом на Чукотке всего за 10 месяцев был построен аэродром, обслуживающий воздушную трассу Аляска – Сибирь. Он стал одним из пяти базовых аэродромов в СССР и первым, принимавшим самолёты, вылетевшие с Аляски. В годы войны в Уэлькале дислоцировался 2-й полк 1-й Перегоночной авиадивизии. Три сельчанки – Анна Рынана, Лидия Дёмина и Тамара Аяук – работали связистками аэродромной службы. За три года через аэродром Уэлькаль на фронт перегнали свыше 8 тысяч военных и гражданских самолётов.

Сколько тебе, Омолон?

Анна КУТЫНКЕВА, Сергей НИКИТИН
gazeta@ks.chukotka.ru

Если в отношении Уэлькаля точно известен год его образования, то для самого крупного села на Чукотке – билибинского Омолона, где проживает более 900 человек, – полной ясности не наблюдается. Тем не менее его жители в конце июня впервые отпраздновали День села.

В омолонском «стойбище» можно было попробовать не только кухню коренных народов Чукотки, но и блюда, приготовленные по рецептам других национальностей. ФОТО: АННА КУТЫНКЕВА

Судя по историческим источникам, в 20 – 30-е годы прошлого века Омолона как поселения не существовало. Во всяком случае, советский геолог лауреат Сталинской премии I степени Сергей Обручев, который проходил в этих местах с экспедицией в 1929 – 1930 годах писал: «Омолон – одна из самых пустынных рек этого края… Ниже Большого Олоя мы увидели жилища единственных летних жителей Омолона – эвенов, стоящие на отмели реки». Село Омолон расположено значительно выше впадения Большого Олоя, и людей в тех местах Обручев не встретил.

Положение дел изменилось в начале военного десятилетия. В 1942 году в районе Омолона был построен запасной аэродром воздушной трассы АлСиб. Если по метео- или техусловиям самолёты, следующие из Марково, не могли долететь до Сеймчана, то они имели возможность уйти на Омолон.

Аэродром, скорее всего, и стал отправной точкой возникновения населённого пункта. Правда, уроженец тех мест почётный гражданин Чукотского АО Григорий Тынанкергав считает, что само поселение появилось не сразу, а примерно к 1944 году.

– В 1946 году, когда я пошёл в Омолонскую школу, здесь уже был склад, магазин, несколько домов. Хотя основу составляли всё же не гражданские объекты, а военная часть и аэродром, – заметил Григорий Андреевич.

Но так или иначе, в июне инициативная группа из жителей села создала оргкомитет, где и было решено провести праздник.

Местом проведения праздника выбрали красивую поляну на высоком берегу омолонской протоки Банная. Здесь поставили этностойбище из четырёх яранг: юкагирскую – семья Куриловых, эвенскую – семья Ягловских, юкагиро-эвенскую – семья Марины Дьячковой, а большую чукотскую – семья Итевтегиных.

Праздник начался с обряда благодарения и очищения, который провела Марина Дьячкова. Концертную программу организовали работники сельского Дома культуры. Михаил Лаврищук вместе с Александром Итевтегиным провели соревнования по национальным видам спорта – метанию чаата и перетягиванию палки.

Одновременно радушные хозяйки яранг потчевали гостей национальной пищей. Кроме этого, Зайнаб Шихмирзаева, Лилия Старенко и Наталья Главизнина представили кухню народов России.

Жюри, проводившее конкурс на звание лучшей хозяйки яранги, единогласно признало: все участницы в равной степени знают язык и культуру своего народа. Вместе с тем у каждой оказалась и своя «изюминка». Марина Дьячкова и Ирина Слепцова, Евгения Никитина и Лина Бекназарова представили юкагиро-эвенскую традицию и выставку национальной одежды. Ирина Итевтегина и Эльвира Щербакова вместе с помощницами Натальей и Анастасией приглашали в чукотскую ярангу с родовой атрибутикой (обереги, рывинэнэт). Александра Ягловская и её мама Мария Ивановна представляли культуру эвенов, в их яранге гости увидели искусно выделанные оленьи шкуры и камусы. Наконец, Мария Еленюк вместе с племянницей Любовью рассказали об истории юкагиров, а на стенде около их яранги можно было ознакомиться с книгами на юкагирском языке.