А был ли Уэлен под крылом самолёта?
11.02.2022

Наталья ВАЛЕНТИНОВА
gazeta@ks.chukotka.ru
К 85-летию со дня первого зимнего авиаперелёта Москва – Уэлен – Москва в Доме культуры села Уэлен состоялась тематическая выставка, где были представлены архивные записи и фотографии, сделанные в феврале 1937 года.
Экскурсию по выставке для учеников уэленской школы провела заведующая ДК Ксения Савина, которая и подготовила небольшую, но интересную экспозицию.
– 9 февраля 1937 года самолёт «СССР Н-120» советского полярного лётчика Фабио Фариха вылетел из Москвы в первый зимний арктический перелёт. Лично я об этом узнала из календаря знаменательных дат, и мне захотелось подробнее рассказать о нём своим односельчанам. Оформила выставку в Доме культуры, куда включила фотографии и архивные записи 1937 года. К настоящему времени у нас уже прошло несколько экскурсий для всех желающих, – отметила Ксения Савина.
Наиболее интересный вопрос, который можно задать о трансарктическом перелёте Москва – Уэлен – Москва: а был ли Фабио Фарих в самом Уэлене? Известно, что сначала экипаж в составе самого Фариха, второго пилота Владимира Пацынко, штурмана Александра Штепенко, первого бортмеханика Михаила Чагина и второго бортмеханика Виктора Демидова вылетел из Москвы. По внутренним районам страны через Свердловск, Красноярск, Якутск, Верхнеколымск самолёт добрался до Чукотки, где делал посадки в Марково, Анадыре и Заливе Креста. После этого он ушёл на мыс Шмидта, а затем, несмотря на то, что в телеграмме ТАСС от 4 апреля 1937 года говорилось о планах при наличии благоприятной погоды отправиться на Уэлен, «СССР Н-120» взял курс на остров Врангеля. Здесь экипаж встретился с местными коренными жителями (о перелёте Фабио Фариха «КС» подробно рассказывал в номере от 10 декабря прошлого года). С Врангеля экипаж вернулся на мыс Шмидта, а далее полетел в западном направлении – на мыс Шелагский, Амбарчик, мыс Челюскин, Диксон и далее до Москвы, где благополучно приземлился 14 июня 1937 года.
До сих пор не вполне понятно, почему Фарих не завершил маршрут, но получается, что в Уэлене он так и не побывал. Впрочем, его перелёт навсегда вошёл в историю под названием Москва – Уэлен – Москва и потому внимание к нему в самом северо-восточном населённом пункте России более чем оправданно.