На Балтийском заводе завершён монтаж реакторных установок атомного ледокола «Чукотка»
22.02.2024

Подготовил Антон КОВАЛИХИН
gazeta@ks.chukotka.ru
Специалисты Балтийского завода, входящего в состав Объединённой судостроительной корпорации, завершили монтаж реакторных установок обоих бортов серийного универсального атомного ледокола «Чукотка», в торжественной церемонии закладки которого в Санкт-Петербурге в декабре 2020 года приняла участие делегация Чукотского АО. Таким образом, как сообщает пресс-служба завода, осуществлена одна из ключевых производственных операций процесса строительства атомоходов, в ходе которой судно обзаводится «сердцем», приводящим его в движение.
Представители Балтийского завода уточнили, что реакторная установка строящегося атомного ледокола проекта 22220 «Чукотка», который будет обеспечивать круглогодичное судоходство по Севморпути, состоит из двух парогенерирующих блоков «РИТМ-200» тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. При этом блок левого борта погрузили на судно ещё в конце января.
«12 февраля 2024 года судостроители завершили сложный технологический процесс по погрузке и монтажу на серийный универсальный атомный ледокол «Чукотка» парогенерирующего блока правого борта реакторной установки. Вес одного блока составляет 147,5 тонны, высота – 7,3 метра, диаметр – 3,3 метра. Оба блока «РИТМ-200» установлены на штатные места. Следующим этапом станет монтаж вспомогательного оборудования и арматуры.
Напомним, что проектировщиком и комплектным поставщиком силовых установок подобного типа, которые отличаются высоким уровнем безопасности, увеличенным ресурсом эксплуатации и продолжительным периодом непрерывной работы, выступает АО «ОКБМ Африкантов». Изготовление оборудования реактора «РИТМ-200» для атомного ледокола «Чукотка» начались в Нижнем Новгороде осенью 2022 года, а полную производственную цепочку обеспечивали предприятия АО «Атомэнергомаш».
«Основное преимущество силовых установок подобного типа заключается в компактности и экономичности. Они имеют уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. Срок службы реакторов – 40 лет, а уникальная конструкция позволяет сделать ледоколы проекта 22220 двухосадочными, обеспечивая улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости», – отмечают специалисты.
Как уже сообщал «КС», универсальный атомный ледокол «Чукотка» стал пятым судном проекта 22220, которое строится на Балтийском заводе по заказу ФГУП «Атомфлот». Судно было заложено в декабре 2020 года при участии главы Чукотского АО, который установил закладную доску и вручил судостроителям флаг региона. Ввод его в эксплуатацию запланирован на декабрь 2026 года.
В настоящее время у причальной стенки Балтийского завода также достраивается атомоход «Якутия» этой же серии, который планируется сдать уже в этом году. А менее месяца назад, 26 января, на заводе состоялась церемония закладки ещё одного серийного атомного ледокола проекта 22220 «Ленинград» – разрешение на начало его строительства лично дал президент России Владимир Путин.
Кстати

Атомные ледоколы проекта 22220 мощностью 60 мегаватт в настоящее время являются самыми большими и мощными в мире. Их длина составляет 173,3 метра, ширина – 34 метра, водоизмещение – 33,5 тыс. тонн. Эти ледоколы смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лёд толщиной до 3 метров. Их главная задача заключается в обеспечении круглогодичной навигации в Арктике, а благодаря двухосадочной конструкции ледоколы можно использовать также в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы. По проекту, который реализуется с 2013 года, уже построены три атомохода. «Арктика» (головной), серийные «Сибирь» и «Урал» вошли в состав атомного ледокольного флота России.