Тяжкий груз навигации
22.10.2021

Нелли ХАЛГИНОВА
halginova@ks.chukotka.ru
Сложная ситуация с северным завозом сложилась в ряде дальневосточных регионов: помимо Чукотки, которая ждёт отправки из Владивостока около 200 контейнеров, трудности сейчас испытывают Камчатка, Магадан и Сахалин. Задержка связана с глобальным логистическим кризисом, вызванным перенаправкой грузов из Китая, с Суэцкого канала на Транссиб. Ситуацию с северным завозом в регион на личный контроль взял губернатор Роман Копин, подтвердивший, что власти округа сделают всё возможное для её разрешения.
В ежедневном режиме
«В ежедневном режиме продолжаем отслеживать ситуацию. В приоритете – продукты питания, но речь не только о них. В этом году много задач и строек во всех районах, начинается реализация инвестпроектов. Для этого нужно доставить технику, материалы, модульные конструкции, – отметил на своей странице в Инстаграм Роман Копин. – Сейчас отправки на Чукотку ждут больше 200 контейнеров, техника для Провидения, Эгвекинота и Анадыря, модульные ДК для Тавайваама, Янракыннота, Нового Чаплино, ФАПы, домокомплекты... Работа продолжается: навигация очень сложная, в июле – сентябре было в три раза меньше судозаходов, чем обычно. Это значит, что в октябре и ноябре нам нужны дополнительные рейсы. Работаем с транспортными компаниями и внимательно следим за погодой. Если понадобятся ледоколы – будем привлекать».
На состоявшейся в понедельник пресс-конференции, посвящённой проблемам с доставкой грузов, начальник окружного Департамента промышленной политики Виктор Бочкарев отметил, что с юридическими лицами округа в индивидуальном режиме отрабатывается загрузка каждого контейнера. В первую очередь на суда грузят продукты питания, социально значимые товары, а также технику, приобретённую в рамках государственных контрактов.
– В настоящий момент мы проводим активную работу с FESCO, чтобы по максимуму забрать весь груз, который находится в порту Владивосток. Теплоход компании «Пионер» 26 октября ждут в Анадыре, в первых числах ноября – в Эгвекиноте, – сообщил Виктор Васильевич.
По его словам, ещё два судна отправит компания Marintek – одно в Беринговский, Провидения, Лаврентия, второе – в Анадырь и Певек. Компания «ТЕМП» доставит грузы 28 октября в Анадырь, 9 ноября – в Беринговский. Кроме того, появившаяся на чукотском направлении новая компания «Аляска» планирует 10 ноября выход из Владивостока теплохода «Юрий Аршеневский», который пойдёт в Певек, где его ожидают 20 ноября.
По мнению Виктора Бочкарева, проблем с разгрузкой товаров на морских портах Чукотки не будет, так как они имеют достаточный опыт работы.
Как сообщили в Правительстве Чукотского АО, всего в навигацию-2021 в округ планируется завезти 14,7 тыс. тонн продуктов, из которых социально значимые составят 4,7 тыс. тонн (32 %). Более 7 тыс. тонн продовольствия, включая 2,8 тыс. тонн социально значимого, уже доставлено.
По словам начальника окружного Департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергея Давидюка, так же участвовавшего во встрече с журналистами, ассортимент продовольствия тот же, что и в прошлом году. Овощи и фрукты будут и отечественные, выращенные в Краснодарском крае, Белгородской области, центральных районах страны, и доставленные из-за рубежа – из Китая и Пакистана. Проблемы с недостачей определённого ассортимента продуктов будут устранять при помощи авиадоставки.
По мнению Сергея Давидюка, нынешняя ситуация с северным завозом заставила предпринимателей теснее взаимодействовать с окружными департаментами, которые в условиях непростой ситуации с логистикой держат на контроле даже загрузку товаров на суда, поддерживая таким образом местный бизнес. Кроме того, ещё большее значение сейчас приобретает поддержка местных производителей продовольствия.
Правительство округа совместно с Росморпортом решает вопрос о привлечении при необходимости судна ледокольного класса к сопровождению приходящих с грузами теплоходов во внутрипортовых акваториях, в том числе в Анадырском лимане.
Без помощи центра не обойтись
Вопросы совершенствования господдержки северного завоза обсудили на прошлой неделе в Совете Федерации, где на заседании круглого стола, посвящённого этой теме, выступили сенатор от Чукотки Анастасия Жукова и заместитель губернатора – начальник окружного Департамента промышленной политики Виктор Бочкарев.
Участники встречи отметили, что осуществление северного завоза за счёт собственных средств – проблема практически всех регионов, полностью или частично отнесённых к районам Крайнего Севера.
– По сути, мы сегодня видим перераспределение ответственности, а вместе с ней и источников финансирования с федерального на региональный и даже на муниципальные уровни, – отметила Анастасия Жукова. – На сегодняшний день на территории Чукотки обеспечение населённых пунктов основными жизненно важными товарами осуществляется в рамках государственных программ региона, в том числе оказывается финансовая поддержка организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим поставку продовольственных товаров в округ, развивается агропромышленный комплекс региона.
При этом сенатор напомнила, что, согласно Основам государственной политики РФ, в Арктике создание системы господдержки завоза в населённые пункты, расположенные в отдалённых местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров в целях обеспечения доступных цен на них для граждан является одной из основных задач.
По итогам мероприятия Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти, профильным министерствам и ведомствам было рекомендовано принять ряд комплексных мер правового, юридического, организационного и финансового характера, направленных на совершенствование системы обеспечения поставок продукции и товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
– В первую очередь речь идёт о создании федерального фонда государственной финансовой поддержки завоза грузов в районы Крайнего Севера и о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Федерации, которые пойдут как на расходные обязательства, связанные с компенсацией уплаченных компаниями процентов по кредитам, взятым на закупку и доставку топлива и грузов в районы Крайнего Севера, так и на расходы по содержанию инфраструктуры, предназначенной для хранения ГСМ и другой продукции в районах Крайнего Севера, – уточнила Анастасия Жукова.
Между тем
Современные подходы к логистике предполагают концентрацию сведений о географии, объёме, характере грузов, о мощности флота и его использовании на уровне единого центра. Так, внедрение проекта цифровой модели «Северный завоз» позволит обеспечить прозрачность перевозки грузов и повысить его эффективность.
ОКОЛО 900 ТОНН ПРОДОВОЛЬСТВИЯ И ХОЗТОВАРОВ ПРЕДСТОИТ ДОСТАВИТЬ В ПЕВЕК ДО КОНЦА НАВИГАЦИИ. В ближайшее время в Певек из Владивостока и Архангельска должны выйти сухогрузы с хозяйственными и продовольственными товарами, в том числе социально значимыми. В МП «Чаунская торговая компания» сообщили, что на судне, которое пойдёт восточным маршрутом, будут находиться 5 сорокафутовых и 12 двадцатифутовых рефрижераторных, а также 13 «сухих» контейнеров. Ещё 9 контейнеров доставят из Архангельска. При благоприятной ледовой обстановке, груз поступит через две недели. Чуть позже в самый северный город России подойдут ещё три судна. Всего Чаунская торговая компания планирует получить более 1,2 тыс. тонн продукции, из которых пока доставлено лишь около 300 тонн. На данный момент в Певеке в продаже имеются товары-заменители: картофельные хлопья и кубики, сушёная морковь, лук и свёкла, квашеная капуста.