Анадырь






0
ощущается как -5
84.21
92.00
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

С гарпуном и карабином

17.02.2023

ФОТО: КОНСТАНТИН САВВА

Гульнара СИБГАТУЛЛИНА
gulnara@ks.chukotka.ru

Поскольку квота на добычу морских млекопитающих уже определена, а до начала охоты чаплинским морзверобоям осталось около двух месяцев, первоочередная их забота сейчас состоит в том, чтобы вступить в сезон в соответствии с требованиями законодательства об использовании огнестрельного оружия. Планами на грядущий промысел с корреспондентом «КС» поделился председатель общины Игорь МАКОТРИК.

ФОТО: МИХАИЛ ГЕРМАШОВ

Нюхают, а потом добывают

– Прошлый год прошёл для общины успешно: сколько планировали, столько и добыли – 60 акиб, 20 ларг, 50 лахтаков, 28 моржей и 11 серых китов. Изначально квота на китов составляла 10 млекопитающих, но соседи-энмеленцы, когда поняли, что не успеют до конца сезона добыть одного кита, передали это право нам, – говорит председатель ТСО «Чаплино», которая действует в Провиденском городском округе.

По его словам, ежегодно до 1 сентября общины подают заявки на добычу водных биоресурсов, исходя из потребностей населения на территории их работы. В этом году чаплинцы уменьшили свои квоты на акибу – до 50 голов, ларги – до 15, план по добыче лахтака оставили на прошлогоднем уровне – 50, а моржа, напротив, увеличили до 43. Что касается китов, то квота на 2023 год, как и ранее, составит 10 животных.

Игорь Макотрик отметил, что морзверобои села Новое Чаплино, как и некоторых других поселений Восточной Чукотки, например Янракыннота и Лорино, из года в год сталкиваются с проблемой так называемых вонючих китов с резким медицинским запахом, употребление в пищу которых невозможно. Чтобы разобраться в причинах его происхождения, охотники всех трёх сельских общин в прошлом году помогали собирать биологам пробы тканей добытых животных. Причина, как выяснили учёные Национального парка «Берингия» и МГУ, кроется в микроорганизмах, которыми питаются морские исполины и которые обладают высоким содержанием бромфенолов. Именно это вещество отвечает за специфический медицинский запах у некоторых животных (подробно об этом «КС» рассказывал в номере от 18 ноября 2022 года. – Прим. ред.).

Правда, морзверобои за несколько лет уже научились справляться с этой проблемой ещё в процессе промысла.

– Кит, выныривая, выпускает довольно большой фонтан водяного пара, и наши ребята успевают на лодках подскочить и принюхаться. Почувствовав запах, такого кита просто не трогаем, – пояснил Игорь Николаевич. – В любом случае мы сотрудничаем с биологами: в прошлом году с помощью арбалета они брали пробы в проливе Чечекуюм, где находится наша база Инахпак, и рядом – в Сенявинском проливе. В этих местах почему-то много вонючих китов, и в какой-то период их количество достигает 80 %. Поэтому, чтобы найти нормальную особь, нужно постараться. Но ближе к осени их число падает.

Нужны переработчики

Всего в общине 14 охотников, при этом, по словам её председателя, сохраняется потребность в рабочих руках.

– Промысловые базы общины удалены от мест переработки, и это несколько усложняет промысел. Переработка и упаковка мяса перед доставкой населению ложится на плечи самих охотников, которых в высокий сезон приходится отрывать от основного занятия. Нужны рабочие руки – по крайней мере, нам требуется ещё шесть переработчиков и упаковщиков мяса и ещё четыре человека для обработки шкур, – говорит Игорь Макотрик. – Также необходимы трактор и аппарельные лодки.

Сегодня в распоряжении общины девять лодок разных размеров: три судна производства анадырской верфи «Алеут» (модели «Беркут большой», «Беркут малый» и лодка «Чукчанка классик 5.0»), а также лодки «Дмитровский морской бот» (три большие – 580-й модели, которые используются при охоте на кита, и три маленькие – 480-й модели).

– «Беркут большой» из-за тяжести трудно использовать: чтобы столкнуть на воду такое судно, требуется человек шесть. «Чукчанка классик 5.0» – удачный вариант, её мы используем успешно. Однако цена в 3,6 млн рублей – довольно высока. Аппарельные лодки нам нужны для перевозки грузов, но цена на них тоже кусается, – констатировал Макотрик. – У каждой общины свои особенности и потребности. Например, в Чукотском районе общины больше, и квоты, соответственно, тоже. Значит, они могут больше добыть и получить прибыль с продажи тех же клыков моржа. Наша прибыль – миллион с лишним рублей – небольшая, и мы тратим её на самое необходимое, в первую очередь закупку запчастей. Также ежегодно получаем помощь от Администрации Провиденского городского округа в размере 100 тыс. рублей и направляем эти средства на приобретение запчастей и ремонт техники.

Кстати

Проект новой лодки для морской охоты разрабатывают инженеры анадырской верфи «Алеут». Специалисты предприятия и морзверобои встретились в рамках ежегодного совещания директоров и специалистов-сельхозтоваропроизводителей округа, проходившего в Анадыре в конце января, и обсудили конструктивные решения, которые позволят сделать судно максимально удобным для китовой охоты. Основные параметры будущей лодки: длина – 6,2 м, грузоподъёмность – 800 кг, вместимость – до восьми человек.

Решение с оговоркой

Второй год морзверобои Чукотки испытывают трудности и с использованием огнестрельного оружия при ведении промысла.

– Мы были поставлены в жёсткие условия: в прошлом году требовалось подключение оружейной комнаты к пульту вневедомственной охраны, а потом появилось и положение о задействовании частных охранных предприятий, сотрудники которых выезжали бы в случае неправомерного проникновения в оружейку. И если в тех населённых пунктах, где есть частное охранное предприятие или сотрудники Росгвардии, организация оружейных комнат для общин возможна, то в наших условиях это попросту нереально. А значит, в соответствии с новыми требованиями оружейные комнаты общин в таких поселениях должны быть закрыты, то есть морзверобои рискуют остаться без оружия, – пояснил Игорь Макотрик.

По его словам, в сложившейся ситуации у чаплинцев на данный момент есть единственный выход – раздать оружие охотникам на руки с заключением соответствующих договоров, чтобы они пользовались им в частном порядке.

– Кроме того, известно, что для получения оружия в личное пользование следует пройти медкомиссию. Сейчас это возможно только в Анадыре. Также необходимо пройти обучение безопасному обращению с оружием, которое проводится за пределами округа. Для прохождения всех этих процедур остаётся мало времени, ведь нужно успеть к апрелю, когда начнётся сезон охоты. Благо Союз морзверобоев подключился к решению вопросов и поможет охотникам организовать прохождение медкомиссии в Анадыре и обучение безопасному обращению с оружием (скорее всего, в Хабаровске). Но, до того как это случится, нам нужно успеть передать часть стволов в частные руки охотников, – резюмировал председатель общины «Чаплино».

«АНКАЛЬЫТ» СТАВИТ НА РЫРКАЙПИЙ. Территориальнососедская община «Анкальыт» городского округа Эгвекинот, несмотря на не слишком удачный охотничий сезон 2022 года, намерена продолжить оборудование нового промыслового участка в селе Рыркайпий. «В связи с тем, что вдоль арктического побережья стояли плотные льды, препятствовавшие выходу в море, не удалось добыть китов в Ванкареме и Нутэпэльмене, небольшие показатели и по добыче других морских млекопитающих. План выполнен всего на 52,29 %: взято 36 акиб, 25 ларг, 28 лахтаков, 38 моржей и 1 кит на участке Уэлькаль, – рассказал председатель общины Сергей Карташев. – На сезон 2023 года нам выделено 75 акиб, 30 ларг, 42 лахтака, 73 моржа. Так что участок в таком крупном селе, как Рыркайпий, необходим. В этом году отправим туда модули для базы, лодку. Оба охотника из Рыркайпия имеют личное оружие, при необходимости им помогут коллеги из Ванкарема. Поэтапно откроем полноценный участок, который будет снабжать село мясом».