ПО «ДОРОЖНОЙ КАРТЕ» – К АДРЕСАТУ
10.03.2016

anton@ks.chukotka.ru
Вопросы своевременной доставки почты на Чукотке давно уже занесены в категорию «вечных» и практически неразрешимых, вызывают обоснованное недовольство северян и заставляют газету вновь и вновь обращаться к этой теме. На этот раз поводом вернуться к ней стало расширенное заседание Комитета по промышленной и сельскохозяйственной политике Думы округа, участники которого дали надежду, что проблема соблюдения разумного времени доставки почтовых отправлений перейдёт в разряд «решаемых».
ПРОЛЕТАЕМ МИМО СРОКОВ
Прежде чем перейти непосредственно к проблемам, директор Чукотского филиала ФГУП «Почта России» Сергей Познахирко рассказал о шагах, которые предпринимаются для улучшения ситуации с доставкой почты на Дальнем Востоке в целом. Так, в Хабаровске начинается строительство логистического центра, где, минуя Москву, будет обрабатываться вся почта ДФО. Кроме того, в прошлом году начал ходить сугубо почтовый поезд Москва–Владивосток, рассматривается возможность перевозки крупногабаритных посылок объёмом до 500 кг, продолжается проработка вопроса о приобретении нескольких грузовых самолётов, предназначенных исключительно для транспортировки почтовых отправлений по ДФО.
Если говорить о Чукотке, то, по словам Познахирко, доставка почты в округ идёт по трём направлениям: в Анадырь – авиакомпанией «ЮТэйр» и грузовой авиакомпанией «Авиастар-ТУ», в Кепервеем – из Магадана, в Певек – из Внуково. С уходом Трансаэро ситуация несколько осложнилась, причём не столько в части доставки почты в регион, сколько в части её обработки. Именно с этим связана первая проблема, сказывающаяся на сроках доставки отправлений адресатам.
– На каждом рейсе Трансаэро нам поступало по 5 тонн почты, и мы успевали её оперативно обработать. Сейчас грузовик доставляет сразу до 12 тонн почты, что приводит к её резкому накоплению, требующему длительных сроков переработки, – объяснил главный почтовик округа.
Вторая сложность связана с необходимостью накопления определённых объёмов отправлений для формирования грузовых рейсов в районы округа, что приводит к неисполнению филиалом контрольных сроков доставки.
– Далеко не все регулярные рейсы забирают почту, поскольку в первую очередь вывозятся пассажиры. Это приводит к тому, что отправления длительное время хранятся на сортировочном узле в ожидании формирования грузовых рейсов, – объяснил Сергей Познахирко. – И здесь необходимо понимать, что, если грузоподъёмность Ан-24 составляет 4 тонны, мы будем накапливать почтовый груз именно до такого количества, сколько бы времени это ни занимало. То же самое касается канадских самолётов, для которых объём накопления составляет 1 тонну.
ДОКУМЕНТЫ «ГОРЯТ» В НАКОПИТЕЛЕ
На конкретных примерах ситуацию пояснила руководитель отдела эксплуатации Чукотского филиала ФГУП «Почта России» Зульфия Сафина, сообщив, что самый большой объём почтовых отправлений идёт в Чукотский, Провиденский и Иультинский районы. Для их доставки периодически заказываются грузовые рейсы, перевозящие по 4 тонны почты каждый. Ещё чаще осуществляются грузовые рейсы канадскими самолётами на Эгвекинот – по 1 тонне отправлений.
– Канадские самолёты сейчас в основном осуществляют пассажирские рейсы, но, поскольку у них нет грузового отсека, почту они или не берут, или берут в очень ограниченном количестве. Например, 8 декабря прошлого года было сдано 37 кг почты для отправки в Билибино, однако она без движения пролежала в аэропорту почти месяц. Порой время прохождения отправлений 1 класса, в том числе различных документов, доходит в наших условиях до 50 дней. Они неделями лежат в ожидании накопления необходимого объёма для заказа грузового рейса, сроки рассмотрения «горят», люди страдают и жалуются, – отметила Сафина.
Параллельно серьёзные затраты несут и почтовики. Так, стоимость только одного грузового рейса на тот же Кепервеем составляет 700 тыс. руб., то есть перевозка 1 кг почты обходится в 700 руб. Впрочем, другого выхода в складывающихся условиях нет.
ВСЁ ПОЙДЁТ ПО ПЛАНУ
В качестве одного из вариантов решения проблемы могла бы стать отправка почты в районы заказными рейсами, осуществляющими доставку продуктов, оборудования, перевозку больных.
– Почему бы одновременно не брать почту? – задаётся вопросом Сергей Познахирко.
Также, по его словам, положительным образом на ситуацию могло бы повлиять разрешение вопроса с почтовым терминалом в Угольных Копях, здание которого расположено на землях Минобороны, сильно устарело и требует ежегодных вложений в размере 5 млн руб. на поддержание в рабочем состоянии и оплату коммунальных платежей. В связи с этим рассматривается вопрос его реконструкции или даже строительства нового почтового терминала. Однако для этого необходимо выделение земельного участка в непосредственной близости от аэропорта, чтобы рядом были все необходимые сети.
– В любом случае нам нужно найти оптимальное решение вопроса именно регулярной доставки почты по региону, чтобы она не залёживалась подолгу в ожидании накопления, выработать единую «дорожную карту», – подчеркнул Познахирко. – С этой целью сейчас ведётся подготовка Соглашения между Правительством Чукотского АО и руководством ФГУП «Почта России», которое предполагает конкретный план совместных действий по дальнейшему развитию почтовой связи в регионе, повышению качества оказания почтовых услуг, улучшению условий работы почтовиков.
АВИАТОРЫ ПРЕДЛАГАЮТ РЕШЕНИЯ
Все эти предложения прокомментировал генеральный директор ГП ЧАО «ЧукотАВИА» Томаш Трояновский. Он заверил, что авиапредприятие гарантирует перевозку почты на рейсах, где задействованы самолёты Ан-24 (600 кг на рейс) и Ан-26-Б-100 (300 кг на рейс), которые летают сейчас только на Провидения и Лаврентия, а также вертолёты Ми-8 (от 100 до 150 кг на рейс). Что касается канадских самолётов, действующих на остальных направлениях, то, по его словам, на этих воздушных судах авиаторы действительно не могут дать гарантий перевозок почты (за исключением специальных грузовых рейсов).
– Мы можем небольшими партиями возить почту и на регулярных рейсах «канадцев», но тогда нужно выделить отдельной строкой, чтобы это была почта 1 класса. Следует учитывать, что «канадец» берёт ограниченное число и пассажиров, и багажа, так что лишние килограммы почты он не повезёт, – проинформировал Трояновский.
Что же касается организации нового пункта обработки почты, то, по его мнению, это действительно может способствовать частичному снятию проблемы, для чего почтовый терминал должен находиться непосредственно на территории самого аэропорта, рядом с коммерческим складом, на земле, принадлежащей ФГУП Администрации гражданских аэродромов.
– В этом случае будет решена проблема с перевозкой почты санрейсами, на которые пока мы не можем доставлять почту, поскольку существуют нормы подготовки к их выполнению: летом – 45 минут, зимой – 60 минут. Если мы успеваем доставить её на рейс, значит, она уходит, если почты нет, значит, санрейс идёт без неё, – объяснил гендиректор ЧукотАВИА, добавив, что сами медики не возражают перевозить почту санрейсами, тем более что этот аспект отражён в договоре между авиаперевозчиком и окружной больницей.
– Так что проблем с авиатранспортом в части перевозки почты в округе нет, авиапарка вполне хватает. Необходимо оптимизировать саму схему её переработки и доставки, предусмотрев соответствующие расходы на эти цели, – резюмировал руководитель авиапредприятия.
Подвела итог обсуждения председатель Думы округа Валентина Рудченко, подчеркнув, что сейчас в первую очередь необходимо отправлять самолётами не большие посылки, а письма и бандероли с документами, чтобы они не «сгорали» по срокам при длительном хранении на перевалочных почтовых пунктах. Следует активнее пользоваться и возможностями санрейсов, которые финансируются из окружного бюджета, если это не идёт в ущерб их основной задаче.
– Касается это и других заказных рейсов, скоординировать эти процессы вполне по силам всем участвующим в них сторонам. Главное – помнить, что не всё и не всегда измеряется финансовыми категориями, особенно в условиях Крайнего Севера, где своевременная доставка почтовых отправлений порой носит жизненно важный характер, – уверена спикер окружного парламента.
Между тем
Томаш Трояновский напомнил, что с 18 апреля на московских рейсах начинает работать второй авиаперевозчик «ВИМ-АВИА», использующий самолёты «Боинг-757», которые не перевозят большие объёмы почты. При этом компания предполагает вывод на линию широкофюзеляжного «Боинга-777», что позволит брать на борт почтовые грузы. Правда, при приходе такого большого самолёта все грузчики будут заняты на его обслуживании, чтобы за три часа подготовить борт к обратному рейсу. Это может негативно повлиять на погрузку почты на внутрирегиональные рейсы.