ЕСЛИ МОРЕ РВЁТ МЕТАЛЛ
04.10.2019

timchenko@ks.chukotka.ru
Совмещённый с модернизацией ремонт плавсредств морских охотников проведён в конце сентября специалистами анадырской компании «Алеут» и проектировщиками санкт-петербургского ООО «Беркут-Марин», которые выезжали с этой целью в Чукотский район. Причиной командировки стала одинаковая поломка корпуса у трёх из шести поставленных в 2018 году лодок «Беркут XL-3DD», или, как их ещё называют, больших китобоев.
ПО ВОДЕ, КАК ПО БЕТОНУ
– В конце сентября на китобое из Энурмино, принадлежащем территориально-соседской общине «Дауркин», появилась 35-сантиметровая трещина в обшивке днища, выполненного из специально разработанного для использования в морских условиях алюминиевого сплава АМг5 толщиной 4 мм, – рассказывает директор ООО «Алеут» Александр Ендальцев. – Причём образовалась она не по сварному шву, а рядом с ним вдоль киля лодки. Сходные повреждения обшивки были отмечены и на лодках в Лаврентия и Инчоуне. Все они находились в одном месте – вдоль киля между 4 и 5 шпангоутами. Отмечу, что это не говорит о плохом качестве шва, он-то как раз остался целым. Нагрузок не выдержал сам металл. И это при том, что лодки данной модификации санкт-петербургского ООО «Беркут-Марин» с корпусом из такого же по толщине металла успешно используются в других регионах страны, в том числе для оснащения подразделений МВД и ГИМС.
Как подчеркнул Александр Геннадьевич, силовой набор у чукотских лодок спроектирован весьма крепким, однако для уменьшения их веса, что было одним из пожеланий морских охотников, толщина металла была оптимизирована. Что же касается причин повреждения их обшивки, то это стало следствием эксплуатации в особо сложных условиях. Наше море холоднее и гораздо солонее, чем в Санкт-Петербурге, где проходили первичные испытания, а значит, плотность воды выше. Движение по ней на большой скорости сравнимо с движением по бетону.
ПОЛОСОБУЛЬ И НЕ ТОЛЬКО
При выполнении ремонтных работ специалисты заварили трещины и усилили силовой набор лодок специальным профилем, который не позволит металлу трескаться. Также были добавлены дополнительные стрингеры – п-образный профиль – для усиления обшивки днища.
– Как уже говорилось, с учётом пожеланий лоринских охотников, которые хотели довольно лёгкую лодку с крепким килем, чтобы её можно было перетаскивать по льду, был применён специальный килевой профиль – так называемый полособуль. Однако во время проведения ремонтных работ было установлено, что он придаёт лодке излишнюю жёсткость, а это в процессе эксплуатации приводит к увеличению нагрузок и разрыву обшивки днища, – констатировал Александр Ендальцев. –Поэтому в дальнейшем для сборки обшивки днища китобоев мы будем использовать листы морского алюминиевого сплава толщиной не 4 мм, а не менее 5 мм – будем уходить от лёгкости конструкции в сторону увеличения её прочности.
Всего в период с 20 сентября по 2 октября специалисты «Алеута» и «Беркут-Марин» устранили повреждения корпусов на двух лодках из Лаврентия и Инчоуна, а также была усилена обшивка днища на лодке из Уэлена. Лодку из Энурмино по погодным условиям не смогли пригнать в Лаврентия, где находится ремонтный пункт, однако была достигнута договорённость о её доставке по зимнику, чтобы выполнить ремонт до начала сезона охоты на морзверя следующего года.
УЧИТЫВАЯ ПОЖЕЛАНИЯ И ОПЫТ
Напомним, что по соглашению с Правительством округа анадырская фирма «Алеут» в 2017 году приступила к производству алюминиевых лодок, в том числе предназначенных для морской охоты. Тогда же состоялась встреча с морзверобоями из Лаврентия и Лорино, на которой они высказали свои пожелания по техническим характеристикам плавсредств.
– После этого первую спроектированную специалистами питерского ООО «Беркут-Марин» лодку переправили в Чукотский район, организовав там же её испытания. У неё была выявлена заметная килеватость, и в спокойном состоянии она заваливалась в сторону. Но при этом мореходные качества были на высоте – она держала волну, и на ней было достаточно комфортно. В следующем году в конструктив были внесены необходимые изменения, опять-таки учитывающие пожелания морских охотников, и лодка стала более астойчивой, сохранив при этом мореходные качества, – рассказал Александр Геннадьевич. – А в июне этого года по результатам испытаний, на которых присутствовали представители «Алеута» и «Беркут-Марин», изменения были внесены в конструкцию ещё трёх лодок, благодаря чему при резком повороте во время охоты, когда лодка заваливается на бок, винт мотора перестал «хватать» воздух, что ранее приводило к потере мощности.
В общей сложности в 2017–2018 годах морзверобоям округа поставлено 11 китобойных лодок. В Чукотском районе их получили в Лорино, Уэлене, Инчоуне, Энурмино и Лаврентия. В Провиденском городском округе – Новое Чаплино, Янракыннот и Сиреники. Одна лодка поступила и в Уэлькаль.
– В 2019 году было решено приостановить поставки лодок морзверобоям для окончательной доработки. Как показало время, решение принято правильное, поскольку за этот период удалось проверить ранее переданные охотникам лодки, посмотреть, как они себя ведут в деле, и внести необходимые коррективы в конструкцию, чтобы уже с учётом этого производить новые, –подытожил Александр Ендальцев.

К «БЕРКУТУ» ДОБАВИЛИ «ЧУКЧАНКУ»
Алма БРЕЙЗА
gazeta@ks.chukotka.ru
Помимо лодок для морзверобоев компания «Алеут» уже два года производит лодки «для отдыха и рыбалки» – так определяет их назначение сам Александр Ендальцев.
По его словам, ещё в 2017 году на производственной базе в Анадыре началась сборка моторных лодок «Беркут», а в 2020-м планируется приступить к выпуску моторных лодок «Чукчанка», созданных уже по собственному проекту.
– Лодки «Беркут» представлены в трёх размерах – от 4,5 до 5,5 метра длиной. Они относятся к экстремальному классу и очень хорошо подходят для хождения в водоёмах Крайнего Севера, в том числе и в прибрежных водах (20 морских миль от берега при волне не выше 0,5 метра), – пояснил Александр Геннадьевич. – Что касается нашего нового бренда – лодки «Чукчанка», сертификат на которую получен в мае этого года, она больше предназначена для эксплуатации на внутренних водах – реках, озёрах, а также в прибрежном мелководье. Её мы решили сделать попроще, но не в ущерб безопасности, ходовым качествам, крепости и надёжности конструкции.
Кстати
По словам Александра Ендальцева, уже достигнута договорённость ООО «Алеут» с Правительством округа о компенсации затрат на доставку лодок в районы Чукотки, что позволит сделать лодки в равной мере доступными и для жителей окружной столицы, и для северян из глубинки.
gazeta@ks.chukotka.ru
Помимо лодок для морзверобоев компания «Алеут» уже два года производит лодки «для отдыха и рыбалки» – так определяет их назначение сам Александр Ендальцев.
По его словам, ещё в 2017 году на производственной базе в Анадыре началась сборка моторных лодок «Беркут», а в 2020-м планируется приступить к выпуску моторных лодок «Чукчанка», созданных уже по собственному проекту.
– Лодки «Беркут» представлены в трёх размерах – от 4,5 до 5,5 метра длиной. Они относятся к экстремальному классу и очень хорошо подходят для хождения в водоёмах Крайнего Севера, в том числе и в прибрежных водах (20 морских миль от берега при волне не выше 0,5 метра), – пояснил Александр Геннадьевич. – Что касается нашего нового бренда – лодки «Чукчанка», сертификат на которую получен в мае этого года, она больше предназначена для эксплуатации на внутренних водах – реках, озёрах, а также в прибрежном мелководье. Её мы решили сделать попроще, но не в ущерб безопасности, ходовым качествам, крепости и надёжности конструкции.
Кстати
По словам Александра Ендальцева, уже достигнута договорённость ООО «Алеут» с Правительством округа о компенсации затрат на доставку лодок в районы Чукотки, что позволит сделать лодки в равной мере доступными и для жителей окружной столицы, и для северян из глубинки.