ЗИМНИЙ ГРУЗ ПРИДЁТ ПО РЕКЕ
06.07.2018

gazeta@ks.chukotka.ru
На прошедшем 28 июня заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чукотского АО главным вопросом стала ситуация с доставкой в населённые пункты Анадырского района, расположенные на берегах рек Анадырь и Канчалан, жизненно важных грузов (бензин, дизельное топливо, керосин, уголь) в навигационный период 2018 года. Сложности здесь, действительно, есть.
НАСЛЕДИЕТЁПЛОЙ ЗИМЫ
Как сообщил в своём выступлении и. о. начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики округа Андрей Мингазов, погодные условия в Анадырском районе в последние годы отличаются аномальными показателями как по своим значениям, так и по срокам. Зима 2017/18 года отличалась температурными отклонениями, частыми и резкими изменениями погоды. С ноября по апрель положительные аномалии температуры воздуха составили от 0,2 до 10,1º С.
Неподвижный ледовый покров в районе Анадыря установился только 21 января 2018 года. Это наиболее поздняя дата за всю историю наблюдений с 1926 года. Максимальная толщина льда на фарватере составляла около 65 см при допустимой нагрузке для движения автотранспорта до 5 тонн, а для работы дорожной техники – до 7 тонн. При этом для большегрузных автомобилей требуется толщина льда не менее 80 см, что было недостаточно для формирования автозимника, по которому планировалось завезти нефтепродукты в населённые пункты, расположенные на берегах рек Анадырь и Канчалан.
– В целях бесперебойного обеспечения и снабжения жизненно необходимыми грузами потребителей Анадырского муниципального района в короткий навигационный период (около четырёх месяцев) в 2018 году необходимо завезти морским транспортом свыше 17 тысяч тонн, – отметил Андрей Мингазов. – Из них уголь составляет 11,4 тысячи тонн, бензин – 0,55 тысячи тонн, дизтопливо – 5,8 тысячи тонн.
Из-за отсутствия в регионе круглогодичных дорог между населёнными пунктами Анадырского района, водный транспорт, по словам Андрея Мингазова, является единственным экономически целесообразным видом сообщения, используемым для доставки социально значимых грузов в сёла муниципального образования.
ОПАСНЫЙ ФАРВАТЕР
Вместе с тем в настоящее время, в связи с отсутствием на территории Чукотки структурного подразделения Государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, обслуживание судоходных участков внутренних водных путей в навигационно-гидрографическом отношении не ведётся.
По данным осмотра судоходных участков рек Анадырского бассейна, проведённого в далёком 2006 году гидрографической службой Министерства обороны России, уже тогда было выявлено отсутствие более 25 % знаков, неудовлетворительное состояние 70 % знаков. Более того, из-за изменения русла реки огромное количество знаков указывают ложный судовой ход. С тех пор положение только ухудшилось. Анализ фактической судовой обстановки рек Анадырского бассейна показывает, что они не безопасны при эксплуатации. Необходимо навигационно-гидрографическое обследование.
Округ многократно поднимал вопрос о включении Правительством РФ судоходных участков рек Анадырь и Канчалан Анадырского бассейна в Перечень внутренних водных путей России. 8 июля 2016 года на заседании Общественного совета Ленского бассейна в Якутске вопрос рассматривался в очередной раз. Было принято решение рекомендовать Федеральному агентству морского и речного транспорта поддержать обращение правительства Чукотки. В феврале текущего года в адрес Росморречфлота было направлено очередное обращение. Ведомство ответило, что готово рассмотреть включение судоходного участка реки Анадырь в Перечень при условии софинансирования его содержания правительством округа.
В апреле округ отправил в Минтранс России обращение о готовности участия в софинансировании расходов в части содержания судовых ходов и инфраструктуры
внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах Чукотского АО. Уровень софинансирования расходного обязательства за счёт средств бюджета округа составит 8 %. В данный момент обращение находится на рассмотрении. Однако нужно учитывать, что процедура включения реки Анадырь в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации и её обустройство займёт минимум три-пять лет, тогда как возить грузы нужно уже сейчас.
В свою очередь гендиректор ОАО «Анадырский морской порт» Виктор Тюхтий отметил, что на сегодняшний день доставка нефтепродуктов по рекам Анадырь, Канчалан осуществляется судами морпорта, оборудованными штатными комплектами для локализации незначительных очагов разливов нефтепродуктов. Судоходство по рекам Анадырь, Канчалан носит экспедиционный характер и сопряжено с высокими уровнями рисков повреждения корпусов судов в результате посадки их на мель или столкновений с затопленной техникой, а также риском разлива нефтепродуктов, что может привести к экологическим проблемам.
РЕШЕНО ВОЗИТЬ
В настоящее время с учётом того, что не был в полном объёме выполнен завоз по автозимнику, доставка водным транспортом в навигацию 2018 года запланированного объёма нефтепродуктов и угля в населённые пункты, расположенные на берегах рек Анадырь и Канчалан, приобретает особое значение.
Для обеспечения завоза нефтепродуктов и угля в населённые пункты Анадырского района КЧС было решено принять ряд мер. В частности, администрации района следует провести оценку объёмов завоза в навигацию 2018 года бензина, дизтоплива, керосина, угля и обеспечить стабильную жизнедеятельность в населённых пунктах Канчалан, Краснено, Снежное, Усть-Белая. ОАО «Анадырский морской порт» рекомендовано принять меры по доставке жизненно важных грузов в эти населённые пункты.
В случае возникновения нештатных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики округа планирует обращаться в Правительство Чукотки для устранения их последствий за счёт финансовых средств резервного фонда Правительства.