«ДАШКИНЫ» ПЕРСПЕКТИВЫ
10.08.2018

olegu@ks.chukotka.ru
Как уже сообщал «КС», 2 августа официально вступила в строй действующих взлётно-посадочная площадка, построенная рядом со знакомой всем анадырцам «вертолёткой». Совсем недавно площадка, предназначенная только для обслуживания вертолётов, приобрела новое качество и стала универсальной, пригодной для приёма лёгких самолётов типа DHC-6.
МИ-8 СДАЁТ ПОЗИЦИИ?
Первый пробный технический рейс на новую взлётно-посадочную площадку (ВПП) совершил самолёт, носящий имя одного из первых чукотских лётчиков Дмитрия Тымнетагина, с импровизированной комиссией на борту, состоящей из представителей администрации округа, строителей и СМИ. После посадки была дана оценка новой полосе.
Как отметил первый заместитель губернатора Леонид Николаев, по поручению губернатора сегодня осуществляется целый комплекс мероприятий по развитию в округе малой авиации. В частности, по замещению дорогостоящих полётов вертолётов на местных авиалиниях полётами DHC-6, четыре из которых уже есть в парке компании «ЧукотАВИА». В перспективе предполагается покупка ещё двух малых самолётов.
– На части рейсов в сёла округа «Дашки» уже заменили вертолёты, и сеть площадок, способных принять их, растёт, – рассказал вице-губернатор. – Так, в ближайшее время планируется начать полёты самолётов на Уэлькаль, Илирней, Островное. География площадок продолжит расширяться, частота рейсов увеличится. Сегодняшний полёт показал, что при острой необходимости можно будет осуществлять полёты и непосредственно напрямую в Анадырь.
Кроме экономии, DHC-6 менее восприимчивы к капризам погоды: если «вертушки» можно эксплуатировать только в условиях визуальных полётов, то у самолётов возможностей больше. Это расширяет транспортную доступность отдалённых сёл для жителей округа.
– Одной из положительных сторон грунтовой площадки является то, что её при необходимости достаточно просто привести в порядок, подсыпав и утрамбовав катками, – добавил замгубернатора. – А утрамбованный щебень, перемешанный с суглинком и спрессованный катками, как показала практика эксплуатации полосы на месторождении Купол, выдержит множество циклов «взлёт-посадка».
В АЭРОПОРТ – САМОЛЁТОМ
Как отметил генеральный директор ЧукотАВИА Томаш Трояновский, у предприятия появилась возможность повысить регулярность полётов из национальных сёл в окружной центр, поскольку если в Угольных Копях будет ветер, то можно будет сажать самолёты здесь.
– После завершения всех формальностей мы планируем в порядке эксперимента заменить вертолёт Ми-8 самолётом DHC-6 (стоимость его эксплуатации значительно ниже) при перевозках из аэропорта в Анадырь и обратно в октябре, ноябре и декабре, – поделился гендиректор. – Вертолёты не всегда могут набрать на рейс полный комплект пассажиров и вынуждены летать полупустыми, что для нас весьма затратно. Если сравнивать вместимость, то самолёт, который будет обслуживать эту линию, берёт на борт 19 пассажиров с багажом, тогда как вертолёт – 22. То есть разница невелика, и рейсов потребуется не больше, чем сегодня. Для пассажиров цена билета не вырастет даже с ростом стоимости топлива, поскольку внутренние рейсы дотируются правительством округа.
Работы над полосой, по словам руководителя ГКУ «Управление капитального строительства Чукотского АО» Владимира Байкова, начались ещё в 2013 году, когда были проведены инженерные изыскания. Проектная организация «ЛенАэроПроект» (участвовала в проектировании космодрома Восточный) учла все природно-климатические нагрузки, в том числе розу ветров. Необходимо подчеркнуть, что проект изначально рассчитан на приём самолётов именно типа DHC-6. В роли генерального подрядчика выступила компания «Планум Кипр Лимитед», контроль над строительством осуществляла проектная организация и заказчик –Управление капитального строительства.
– В 2015 году началась непосредственно отсыпка самой полосы, – рассказал Владимир Байков. – Она заняла длительное время, затем полтора года полоса выстаивалась в рамках необходимой по нормативным условиям термостабилизации грунтов. В этом году были проведены окончательные работы по выравниванию её поверхности и по установке навигационных знаков. Основная сложность заключалась в самом рельефе местности, чем вообще всегда характерна тундра. Местами происходили значительные просадки поверхности грунта, мы делали подсыпку, уплотняли и трамбовали его. На сегодняшний день всё стабилизировалось, и площадка, как показал полёт, полностью готова к эксплуатации.
Особо отметим, что эта площадка – первая, построенная в тундре «под ключ с нуля» за последние 40 лет. Остальные полосы, куда летают «Дашки», – это восстановленные объекты. По сути, благодаря усилиям правительства округа, в регионе появился новый аэродром. Для дальнейшего его развития остаётся только построить небольшой аэровокзал, чтобы у пассажиров не было проблем с ожиданием борта.
Справка "КС"
Частота полётов выросла в два раза. В период с 2014 по 2017 год география полётов на воздушных судах DHC-6 в пределах Чукотки была расширена на 50 %. Об этом сообщил губернатор Роман Копин во время представления ежегодного отчёта о работе Правительства округа перед депутатами Думы ЧАО. Сейчас «Дашки» выполняют рейсы на 12 маршрутах. В целом частота полётов внутри региона выросла в 2,3 раза – с 1477 рейсов в 2014 году до 3380 в 2017-м. Количество перевезённых пассажиров увеличилось до 44 835 человек – на 31 % больше, чем в 2014 году. Бюджет округа субсидирует все 58 авиамаршрутов во все населённые пункты округа. С 2017 года при наличии пассажирского спроса начал выполняться тур выходного дня по маршруту Анадырь –Эгвекинот – Анадырь.