Анадырь






-7
ощущается как -14
82.55
93.18
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

ИДУ ЗА ЧЕРТУ

05.07.2012

Гульнара СИБГАТУЛЛИНА

В конце марта в Московском доме национальностей прошла интерактивная программа о культуре и традициях коренных малочисленных народов России в рамках Всемирного дня Земли. Одним из пунктов мероприятия стал показ документального фильма Владимира Пуя «Кочевка», ставшего первым фильмом в цикле «Кочевники Восточной Чукотки. XXI век» и снятого при участии специалистов Музея кочевой культуры. Премьера состоялась в августе прошлого года в Москве.

Справка «КС»

Владимир Пуя – опытный оленевод, потомственный зоотехник, главный инженер-механик сельхозпредприятия «Возрождение». Родился в марте 1966 года в семье знаменитого специалиста в области племенного оленеводства Владимира Пуя.
Окончив в 1983 году эгвекинотскую среднюю школу, поступил в Благовещенский сельхозинститут, на факультет зоотехники. С 2003 года занимается цифровой видеосъемкой. Его первым кинематографическим опытом стал фильм «Ловкачи». Женат, имеет семерых детей.


ЖДУТ СВОЕГО ЧАСА
Серия фильмов «Кочевники Восточной Чукотки. XXI век» расскажет о быте, праздниках, социальном устройстве и религии чукчей. В первой ленте – «Кочевка» – по случайным фразам, на первый взгляд, ничего не значащим, мы можем предугадать, о каких аспектах жизни оленеводов Чукотки пойдет речь в следующих картинах Владимира Пуя.
– Действительно, я применил метод «закладок». Незаконченная мысль, некая недосказанность – все это неслучайно. Таких моментов в фильме «Кочевка» немало. Эти темы будут раскрыты в других фильмах, – поясняет режиссер. – Материал для нескольких следующих картин отснят на 80% и лежит на монтажных столах, ждет своего часа: для каждого из них необходимо не менее трех месяцев работы. Уже сейчас движется к концу создание кинофильма, рассказывающего о социальной организации оленеводческих бригад. Не хватает некоторых мыслей и кадров.
Сейчас, чтобы смонтировать полноценное кино, ехать в Москву, как раньше, не нужно – теперь у режиссера, благодаря Музею кочевых народов (директор Константин Куксин), есть монтажный комплекс, программное обеспечение. Владимир прошел полный курс по монтажу и мог бы работать дома, но это проблематично.
– Дома не удается полностью углубиться в дело – все-таки семерых детей воспитываем, – улыбается Пуя. – Специального помещения нет, но будем искать варианты. На сентябрь-октябрь планирую выпуск третьего фильма. Второй фильм сейчас готовит к выходу Константин Куксин – взгляд человека извне на обряды и праздники чукчей.
По-прежнему своей задачей конергинский режиссер ставит популяризацию темы оленеводства – визитной карточки нашего региона.
– Первая версия «Кочевников» длится полтора часа, и людям, далеким от специфики профессии оленевода, смотреть ее сложно. Поэтому мы сократили фильм на полчаса. Но, что интересно, моей дочери полная версия больше нравится, потому что она выросла в тундре, – продолжает Пуя. – Первый тираж в тысячу копий практически разошелся: большая часть по московским музеям, книжным магазинам, целые партии уходили по заказам – для различных фестивалей. На Чукотку недавно была доставлена вторая партия дисков.

ПО ЗАМЫСЛУ БОГОРАЗА
Монография Тан-Богораза «Чукчи» состоит из четырех частей. Примерно таким же путем решил идти и Владимир Пуя.
– У меня есть задумка фильма, посвященного мифологии, однако я еще близко не подходил к этой теме. Мы ждем, пока переведут на русский язык четвертую часть монографии Богораза «Мифология чукчей». Уже прошло больше 100 лет, а полного перевода так и нет.
Также поступил заказ от Департамента сельскохозяйственной политики и недропользования на фильм о племенной работе в оленеводстве. Его рабочее название «Возрождение». Есть и практически готовый сценарий к фильму «Неоконченное противостояние», посвященному теме вечной борьбы человека с волками. Или, если хотите, борьбы волков с оленеводами. До конца не понятно, кто в ней выигрывает. Например, в этом году в Конергино волки съели больше оленей, чем сами конергинцы. Есть интересные сведения о новых волчьих способах борьбы за выживание – в этом деле они на шаг опережают людей. Как бы парадоксально это ни звучало, мы не успеваем адекватно реагировать.
Сразу скажу, что кровавых сцен в картине зритель не увидит. Будет показано, как волков отслеживают, как серые хищники охотятся. Съемка проста в отношении безопасности – на людей они не нападают, но довольно сложна в исполнении, поскольку необходима мощная аппаратура. Именно борьба с волком – это особая тема в оленеводстве. У людей есть и другие враги – медведи, песцы, лисы, росомахи, но только волка оленевод стремится уничтожить во что бы то ни стало и ни за что не оставит его в живых. Почему? Ответ на этот вопрос и будет дан в фильме.
Владимир Пуя признается, что сегодня перед ним не стоит дилеммы снимать или не снимать. Когда идея киносъемки только-только оформлялась, оставалось, как он сам выражается, «сделать шаг, перейти черту…».
– Сняв фильм «Кочевники», я перешел черту. И теперь ничего не боюсь. Все в моих руках, – говорит он. – Теперь цель нашей команды – выйти на телевидение. Для этого предстоит сделать еще очень и очень многое.

Тем временем

В ноябре-декабре в Новом Орлеане (США) состоится фестиваль фильмов кинематографистов из числа коренных народов Social Change Film Festival & Institute.
Фильмы-участники должны быть созданы коренными режиссерами и должны рассказывать о социально значимых явлениях. В первую очередь это должны быть ленты, подталкивающие к диалогу, способные объединить общество вокруг ключевых социальных проблем нашего времени. Отобранные фильмы будут представлять разнообразные точки зрения кинематографистов со всего мира. Приглашение поучаствовать в этом фестивале получил и Владимир Пуя. Чтобы принять участие в фестивале, конергинскому режиссеру предстоит проделать еще одну работу: добавить английские субтитры либо полностью озвучить фильм на английском языке.