Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

У скал Кайкуульского обрыва

10.09.2021

Руководитель Лаборатории RSSDA, сотрудник Петроглифического отряда Института археологии РАН Юрий Свойский производит съёмку петроглифов  для создания  3D- моделей.  ФОТО: ИЗ АРХИВА  ЕЛЕНЫ ЛЕВАНОВОЙ

Раиса СИНЬКЕВИЧ
gazeta@ks.chukotka.ru

Экспедиция Института археологии РАН в конце  августа завершила первый этап трёхлетнего проекта  по исследованию самого северного в Евразии памятника наскальной живописи, расположенного на территории Чаун-Чукотки в районе реки Пегтымель. Учёные собрали сведения о более чем 300 поверхностях с петроглифами, удивительным образом обнаружили новый большой блок с изображениями и провели подготовку к созданию трёхмерной модели Кайкуульского обрыва, где находятся каменные скопления  с единственными за Полярным кругом рисунками, сделанными древним человеком.

Опасные высоты

В номере от 11 июня «КС» подробно рассказывал о планах археологов на текущий сезон по изучению этого всемирно известного наследия народов, проживавших на Чукотке в I тысячелетии до нашей эры. Успешно завершив экспедицию и вернувшись в Певек, перед вылетом в Москву учёные поделились первыми итогами полевых работ, которые проводились при финансовой поддержке Фонда социального развития «Купол», Правительства Чукотского АО и окружного Комитета по охране объектов культурного наследия.

– Высота Кайкуульского обрыва местами достигает 35 метров. Чтобы отбить опорные точки для определения системы координат всех плоскостей, нам надо было обойти памятник полностью, – рассказала кандидат исторических наук, заведующая Центром палеоискусства Института археологии РАН Елена Леванова на встрече в Чаунском краеведческом музее. – При этом использовалось сложное и довольно тяжёлое геодезическое оборудование, с которым приходилось передвигаться по скалам. Первые скопления петроглифов не столь труднодоступны, однако сейчас отмечается много обрушенных склонов – идёт естественное разрушение. И там, конечно, было тяжело и даже рискованно работать, особенно после дождя.

В то же время есть изображения, расположенные на самой высокой точке обрыва. Видимо, во времена древних художников там были какие-то уступы, по которым можно было забраться на вершины скал. Сейчас это практически невозможно. Некоторые труднодоступные точки мы так и не смогли отбить. Для продолжения работ нам нужны скалолазы и специальное оборудование. В следующем году планируем приехать уже с такими профессионалами, чтобы они страховали наши исследования на высоте.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии Кемеровского госуниверситета Анна Мухарева, которая работала на Кайкуульском обрыве ещё в экспедициях 2006-2008 годов и занималась копированием петроглифов, также отметила, что многие места, где тогда велись исследования, стали недоступными и опасными.

Вода точит памятник

Сравнивая состояние памятника федерального значения с полученными полтора десятилетия назад данными, учёные оценивали скорость его разрушения. Тогда многие плоскости были очищены и сейчас исследователи выясняли, насколько быстро они обрастают лишайниками и каково их общее состояние.

– В принципе, определённая картина уже вырисовалась, – продолжила Елена Леванова. – На этот раз мы очистили не так много плоскостей. Это очень тяжёлая и длительная работа, так как многие лишайники нужно замачивать, используя специальные средства. Эти методики согласованы с реставраторами и не представляют угрозы для памятника. Однако в составе раствора есть довольно опасные химические соединения и ими нельзя пользоваться без подготовки, знания техники безопасности.

Вместе с этим мы провели значительную работу по мониторингу объектов, найденных в 2005-2008 годах. Это развалы камней, которые в дальнейшем реставраторы пытались сопоставить, склеивая части потерянных фрагментов и соединяя плоскости. Сейчас мы обнаружили и новые развалы. Самый тяжёлый случай связан с полным обрушением плоскости с двумя изображениями на небольшом участке уступа. Все разрушения документировали. Понятно, что происходит это по естественным причинам – порода разрушается под воздействием воды, которая выдавливает блоки. И сейчас в центре Кайкуульского обрыва находится огромный участок с большим количеством валунов, которые задернованы и периодически затапливаются, и на многих из них нанесены рисунки.

Учёные также рассказали, как буквально в последний день работ в этих развалах был откопан новый большой блок с изображениями. Это удалось сделать представителю Экспедиционного центра «Арктика» Василию Шеферу, волонтёру экспедиции, который каким-то совершенно необъяснимым образом сумел угадать, где именно в огромном каменном развале нужно искать ценную плоскость. С 2019 года Василий продвигает экотуристический проект по созданию природного парка «Пегтымельский». И вышло так, что тундра именно ему открыла свои сокровища.

Наследие в 3-D модели

– Раскопки требуют большой осторожности, потому что имеется риск сползания породы, тем более, что обрыв и так сползает вниз – в Пегтымель, – уточнила Елена Леванова. – Хотя сейчас ситуация с рекой несколько изменилась, и её основное русло чуть отдалилось от обрыва по сравнению с 2008 годом. В любом случае, масштабные работы на памятнике проводить не стоит, пока мы не поймём, насколько интенсивно происходит сползание. Кроме того, в самом конце обрыва, к сожалению, появилось некоторое количество новых надписей, нанесённых уже нашими современниками, которые мы зарегистрировали. Конечно, это настоящий вандализм!

По словам исследователя, в перспективе на Кайкуульском обрыве ещё можно продолжать поиски новых наскальных рисунков.

– Возможно, они есть и дальше 12-го камня, который сейчас считается последним. Так что мы рассчитываем провести там разведку и новые поиски. Но в этом году перед нами такая цель не стояла, поскольку даже для выполнения запланированного объёма работ времени было очень мало. Ведь оптимальный срок экспедиции составляет три недели, а у нас по разным причинам получилось меньше двух, – заметила учёный.

Она также добавила, что в дальнейшем будет создан сайт, где учёные представят 3D-модель всего обрыва и отдельные модели плоскостей.

– Мы постарались сделать трёхмерные модели по всем камням (скоплениям) и получили 30 тысяч фотографий более 50 плоскостей, собрав координаты 341 поверхности с петроглифами. Безусловно, не всё доступно для съёмки, однако важно, чтобы максимальное количество плоскостей, особенно разрушающихся, у нас было представлено именно в трёхмерном цифровом формате, чтобы их сохранить и изучать, – подытожила Елена Леванова.

Кстати

Во время встречи в Певеке учёные обратились к жителям Чукотки с просьбой предоставить фотографии Кайкуульского обрыва 70-90-х годов прошлого века. Снимки можно направить в Чаунский краеведческий музей для передачи археологам.