Анадырь






-7
ощущается как -14
82.65
94.36
12+
Знак почета
Общественно–политическая газета Чукотского АО

Китообразные «с душком»

24.09.2021

Учёные полагают, что серые киты приобретают неприятный медицинский запах из-за особенностей рациона питания. Однако, пока это только гипотеза.

Подготовил Сергей НИКИТИН, Татьяна ПРИДОРОЖНАЯ ФОТО
gazeta@ks.chukotka.ru

Научные сотрудники Национального парка «Берингия» и Московского государственного университета в этом году продолжили исследования серых китов в проливе Сенявина. В этом году «фронт» работ учёных расширился: они пытаются решить загадку так называемых «вонючих» китов, о причинах происхождения которых до сих пор нет единого мнения.

Гипотезы без доказательств

Напомним, что «вонючими» китами называют животных, мясо которых обладает неприятным медицинским запахом и непригодно в пищу. На Чукотке подобных млекопитающих в количестве нескольких особей каждый сезон добывают морские охотники. Например, в нынешнем году по состоянию на 20 сентября, из 87 серых китов – 3, добытые лоринскими и чаплинскими морзверобоями, относились к этой категории. За весь сезон 2020 года из 135 загарпуненных китов «вонючими» были два.

Как пояснили в окружном Комитете по рыболовству, предусмотрен определённый порядок действий для признания китов «вонючими». При добыче животного с медицинским запахом заполняется паспорт кита, составляется соответствующий акт и берутся пробы печени, почек и мышечной ткани особи. Далее образцы направляются в лабораторию, которая даёт своё заключение. На основании его Международная китобойная комиссия официально признаёт кита «вонючим», и он не учитывается в квоте. Само животное, как правило, уничтожается.

По словам одного из учёных, работающих в Сенявинском проливе, сотрудника биологического факультета МГУ Ивана Федутина, до сих пор не выяснена причина появления «вонючих» китов. Наиболее распространённая, но не доказанная гипотеза, связывает это с особенностями питания млекопитающих.

В большинстве случаев, специфический – медицинский запах заметен во время выдоха кита, но иногда обнаружить его удаётся только после того, как животное добыли. Чтобы попытаться установить причину появления запаха, учёные целенаправленно отбирали генетические пробы таких китов при помощи специального арбалета. Зверобои из села Новое Чаплино также собрали несколько образцов самостоятельно и передали учёным для исследований.

– Интересно, что киты, которые держатся в проливе Чеченгкуйым, почти все «вонючие», а в соседнем Иергыне мы таких зверей не встретили. Поэтому стоит в первую очередь проверить гипотезу о локальном происхождении этого интересного явления, – считает Иван Федутин.

Учёные Национального парка «Берингия» и Московского государственного университета вот уже в течение пяти лет ведут наблюдения за китообразными в проливе Сенявина. В частности, они изучают их вокализацию (звуки, издаваемые ими для общения, ещё называют песнями китов), особенности питания, берут генетические пробы и создают фотокаталоги для идентификации животных.

 

Если есть «столовая»…

Кроме изучения проблемы «вонючести», учёные также заметили необычную тенденцию в распределении серых китов. В целом считается, что для китообразных нехарактерна привязанность к определённому месту, но некоторые серые киты пролива Сенявина регулярно встречаются в одних и тех же местах.

– В течение сезона некоторые серые киты постоянно кормятся в одних и тех же локациях. Из 13 зверей, встреченных в прошлом году, трёх снова увидели в тех же местах. А самка, которую мы прозвали Гильмимылиха, поскольку встречаем её в бухте Гильмимыль, держится в одной и той же точке уже третий сезон! Вероятно, это можно объяснить стабильностью донных экосистем пролива и их высокой пищевой ёмкостью: если есть известная «столовая», в которой вкусно и обильно кормят, то нет необходимости искать новую, – рассказала волонтёр экспедиции Татьяна Придорожная, которая специализируется на фотоидентификации серых китов.

Горбатых китов в проливе Сенявина было в этом году около 40. И из них половина тоже оказались старыми знакомыми. Как и в прошлом сезоне, из низких широт в богатые пищей воды Чукотки пришли три самки с детёнышами.

В этом году в водах пролива Сенявина насчитали до 40 горбатых китов. Более половины из них приходят сюда постоянно, хотя считается, что китообразные не привязаны к какому-то одному месту.

Известная привязанность к месту наблюдалась и у косаток. Одна из трёх групп, встреченных учёными в проливе, приходит сюда ежегодно. Благодаря фотоидентификации удалось выяснить, что они держатся не только в тихоокеанских водах, но и проходят Берингов пролив, следуя далеко на запад. В Чукотском море эта «компания» косаток появлялась даже в районе села Рыркайпий.

Иван Федутин опускает под воду динамик, с помощью которого имитируется шум судовых двигателей и изучается реакция млекопитающих.
Ольга Филатова в экспедиции отвечает за съёмку животных, на основе которой потом составляются фотокаталоги китов.

Между тем

С прошлого года научные сотрудники Национального парка «Берингия» и МГУ Ольга Филатова и Иван Федутин проводят работы по изучению шумового воздействия на поведение китообразных. Подобные исследования актуальны в связи с развитием перевозок по Северному морскому пути и общей активизацией судоходства в Арктике. В их рамках учёные проигрывают под водой звуки, напоминающие шум двигателя, и наблюдают за тем, как это влияет на поведение серых китов. «В прошлом году мы проигрывали звуки довольно тихо, а в этом громкость подводного динамика была сопоставима с шумом двигателей судов разного типа. Мы пытались понять какой порог восприятия у животных, как будет проявляться поведенческая реакция на суда. Оказалось, что восприятие звука весьма индивидуально: некоторые звери пугались, а некоторые совершенно не реагировали. Один старый серый кит не обращал никакого внимания на громкие звуки, и даже когда мы подошли очень близко, продолжал заниматься своими китовыми делами», – пояснила руководитель научной группы Ольга Филатова.