Эффекты бабочек
09.08.2024

Самира АСАДОВА
asadova@ks.chukotka.ru
Почти неделю изучал насекомых в окрестностях Анадыря член Русского энтомологического общества Александр Затаковой, который прибыл на Чукотку из Нижнего Новгорода. С собой он увёз интересные образцы северной фауны, которые предстоит более детально изучить в лабораторных условиях.
По словам Александра, его работа на Чукотке является абсолютно самостоятельной, то есть ведётся вне рамок любых проектов.
– К сожалению, не все направления науки в наше время финансируются должным образом. Кроме того, работа в отдалённых регионах со сложной транспортной схемой, а также непредсказуемой погодой не всегда даёт желаемые результаты, – говорит исследователь.
По его словам, идея посетить Чукотку и погрузиться в здешний мир насекомых возникла при выборе места проведения отпуска, который Александр нередко совмещает с научными поисками.
– Изначально планировался Ямало-Ненецкий АО, потому что здесь не было знакомых, которые могли бы помочь с проживанием и доставить до мест наблюдения и отлавливания насекомых. По счастливому случаю нашлись люди, которые согласились помочь. В «поле» удалось поработать не так много дней, но зато повезло в плане погоды – было солнечно и немного ветрено, – рассказал Александр Затаковой.
Обычно для максимально полных результатов исследователи отрабатывают весь полевой сезон, длящийся с момента схода снега и до первых заморозков, поскольку насекомые, в том числе и бабочки, по которым Затаковой специализируется, могут появляться на свет и жить даже при незначительных отрицательных температурах. После таких наблюдений можно создать представление о цикле их жизни. Результатом этой работы могут быть фото- и видеоотчёты, научно-популярные статьи, монографии, диссертации и так далее.
Как отметил энтомолог-лепидоптеролог (то есть учёный, специализирующийся именно по бабочкам), на Чукотке ранее изучались насекомые в окрестностях Лаврентия, Провидения, частично Певека. Во всех этих местах обнаружены виды, которые встречаются и на Аляске, что ещё раз подтверждает, что когда-то эти территории были частью древней Берингии. Отдельные исследования по членистоногим проводились и в Билибино. А вот остальная часть региона является с этой точки зрения своего рода «террой инкогнита».

– На Чукотке у меня основной интерес – ночные разноусые, или ночные бабочки, мотыльки. Они начинают проявлять себя со снижением активности солнца, с наступлением летней ночи, что является в этих широтах очень коротким промежутком времени. Эта часть чешуекрылых на Чукотке, как мне известно из общения с коллегами из Русского научного сообщества энтомологов, никак не затронута исследованиями. Когда я начал собирать информацию по насекомой фауне Чукотки, то вышел на контакт со специалистами из Москвы и Екатеринбурга. Они сообщили, что дневные бабочки региона изучены примерно на 70 %, ночные – ориентировочно на 10 %. Поэтому здесь не исключено открытие новых видов, особенно по мелким чешуекрылым – огнёвкообразным, листовёрткам, молевидным – небольшим бабочкам, хотя возможно обнаружение и более крупных образцов. Не исключаю я и возможности открытия в принципе новых видов. Возможно, мы обнаружим даже новые роды насекомых. Моя основная задача – собрать первичный материал и пустить его в научный оборот.
В «поле» Александр Затаковой работал с большим экраном-ловушкой (это приспособление напоминает палатку, в середине которой устанавливается лампа определённого спектра, что привлекает насекомых после захода солнца), а также классический сачок. В арсенале энтомолога также морилка для усыпления «добычи» и специальные конверты – для транспортировки и отправки образцов.
В окрестностях Толстого мыса, где учёный занимался полевой работой, Александр, пока мы разговаривали, заметил бабочку рода бархатниц сатира тундрового, или, как её ещё называют, энеиду болотную. Красавица попалась в сачок и была помещена в контейнер с морилкой.
Кроме своей работы по лепидоптерологии учёный занимался получением образцов и других видов.
– Для максимальной пользы от поездки на Чукотку я добыл пару самцов стрекоз для коллег из Москвы. Опознать их легко – у самок на кончике тела два «отростка», а у самцов три. Кроме того, они обычно повторяют траекторию полётов, как бы патрулируя свою территорию. Прячутся после захода солнца в траве. Есть подозрения, что именно этот вид не известен для фауны Чукотки и России в целом, – добавил собеседник «КС».

Кстати
В целом бабочки на Чукотке проходят такие же фенологические (сезонные) периоды развития, как и на материке. Только в условиях Арктики процесс появления на свет нового поколения растянут во времени. В солнечные дни, когда атмосфера прогревается, будущие бабочки выходят из состояния куколки, но в небольшом количестве. Эти особи (обычно самцы) – своего рода разведчики. И если их накрывает холод, то они погибают. Нередко самцы выходят из куколок в июне, а самки едва ли не августе. Тогда происходит такое явление, как партеногенез – бесполое размножение, что отмечается именно у арктических бабочек.