ЕЁ ОТЧИЗНА – НАУКАН
Справка «КС»
Заслуги Маргариты Глухих отмечены многочисленными наградами. Она награждена орденом «Знак почёта», серебряной медалью ВДНХ в смотре художественной самодеятельности 1982 года. Маргарите Глухих также присвоен ряд почётных званий. Она заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин Чукотского автономного округа, награждена знаками «За достижения в культуре», «За заслуги перед Чукоткой» и «Хранитель традиций».

ivan@ks.chukotka.ru
Эта женщина, оставившая заметный след в истории Чукотки, родилась в ныне уже не существующем эскимосском посёлке Наукан в 1930 году. Ей не исполнилось и 20 лет, когда Наукан был закрыт, а его жители переселены в Нунямо. Тем не менее Маргарита Сергеевна Глухих, известная на Чукотке как многолетний руководитель ансамбля «Белый парус» и мастер декоративно-прикладного искусства, всегда с особой теплотой вспоминала свою малую родину и многое сделала для сохранения самобытной культуры эскимосов.

Сохранилась аудиозапись 2016 года, на которой незадолго до ухода из жизни Маргарита Глухих рассказывала о Наукане и своём жизненном пути. Удивительно, но отец готовил её к поприщу морского охотника, давая ей чисто мужское воспитание.
«Я родилась в Наукане. Отец мой охотник был, мать – швея-мастерица. Я родилась осенью, в сентябре, 25 числа. В Наукане я выросла, закончила там 7 классов. Когда я подросла, всё лето с отцом на охоту ходила. В 1955 году я поступила в Биробиджанское культурно-просветительское училище и в 1959 году его закончила и приехала сюда», – так говорила она об этом периоде своей жизни.
К моменту приезда Маргариты Глухих на Чукотку Наукана уже не было: в 1958 году завершилось переселение его жителей в посёлок Нунямо, тоже ныне не существующий.
Спустя много лет Маргарита Глухих рассказывала своим родным о детских и отроческих годах, проведённых в Наукане. Её отцом был морской охотник Тлюаун. Маргарита, которую при рождении нарекли Млаткын (на русский это слово может быть приблизительно переведено как «изгиб, преломление волны»), была второй дочерью Тлюауна и его жены Рультытен.
Позднее в семье появились ещё три девочки. Тлюаун, мечтавший о сыне, начал обучать Млаткын ремеслу морского охотника, причём лишь её одну. Отец постоянно брал дочь на охоту и даже подарил ей винчестер, с которым она быстро освоилась. Более того, девочка носила короткую стрижку и мальчишескую камлейку.
Тлюаун много внимания уделял физической подготовке Млаткын, заставляя её наравне с собой подниматься в крутую скалистую гору, под которой располагался Наукан. Ещё одним способом тренировки на выносливость были дальние пешие походы до Уэлена и обратно (их с Науканом разделяет около 18 км).
Несмотря на мальчишеское воспитание, Млаткын не освобождали и от женских дел. У матери, имевшей славу великолепной вышивальщицы и швеи, она переняла искусство изготовления национальной одежды, украшений – словом, всего того, что составляет основу декоративно-прикладного искусства.

В Наукане тех лет широко развивались национальные песня и танец, причём никаких клубов и ансамблей, а уж тем более профессиональных коллективов не было и в помине. Народное творчество являлось естественной частью хозяйственной жизни и быта эскимосов.
«До 1945 года граница была открыта, и, когда море тихое, приезжали на вельботах и американцы к нам, и мы к ним, – рассказывала Маргарита Глухих. – Ведь много было родственников по обе стороны, вот и ездили. Танцы друг другу показывали, соревнования устраивали прямо на улице. День кита я хорошо помню. Когда добывали гренландского кита, весь посёлок выходил на берег. Вельботы все складывали, палатки ставили, костры разжигали. Самый настоящий праздник устраивали! Женщины несли на берег всё! Всё, что делали, что создавали – всё несли. Вытаскивали кита верёвкой или тросом через китовые рёбра, что стоят наверху в посёлке. Одни тянут вверх, другие вниз. Праздник устраивала бригада, которая убила кита. Жёны охотников устраивали танцы в яранге. Они были совсем голые, грудь и руки увешаны бусами. Кокошники делали из перьев птиц. Очень красиво!».
Вместе с тем уже в 1950-е годы эскимосы Наукана стали делать первые шаги к созданию творческих коллективов, которые осознанно собирали, сохраняли и развивали национальную песенно-танцевальную культуру.
«Как такового ансамбля в Наукане не было, – вспоминала Маргарита Сергеевна. – Танцевали все, а ансамбль стал создаваться, когда появилась изба-читальня. В плохую погоду, когда не выходили на охоту, мы устраивали репетиции. Были сочинители, мелодисты. Синаник, Умка, Нутетеин (знаменитый танцор, автор и исполнитель танца «Полёт чайки». – Прим. ред.) были хорошими сочинителями».
ПОД «БЕЛЫМ ПАРУСОМ»
После учёбы на клубном отделении Биробиджанского культурно-просветительского училища Маргарита Глухих вернулась на Чукотку, но уже не в закрытый к тому времени Наукан, а в Нунямо. Вот как писала об этом газета «Советская Чукотка» в 1985 году в статье «Призвание»:
«1959 год. Нунямо. В сельский клуб приехала молодой специалист Маргарита Глухих. Энергичная, деятельная, она сразу внесла оживление в жизнь посёлка, а в танцевальный ансамбль пришли новые артисты. Глухих тогда многому научилась у талантливого руководителя «Белого паруса» Михаила Тулюна… Скоро отделение совхоза «Герой Труда» перевели на центральную усадьбу, в Уэлен. Многие уехали в Лаврентия. Маргарита Сергеевна устроилась на работу в районный Дом культуры – нужно было начинать всё сначала.
Обошла Глухих оставшихся участников «Белого паруса», долго говорила с людьми и убедила каждого: пусть «старичков» в Лаврентия немного, пусть пока негде репетировать, главное – собраться вместе. Так считала Маргарита Сергеевна и оказалась права. Не сразу, но люди вновь сплотились вокруг своего руководителя.
Вот так, слово за слово, репетиция за репетицией – и пришло время, когда ансамбль дал первый концерт в новом составе: хоть и небольшим был репертуар, терялись и путались новички, но выступление прошло неплохо. Долго не утихали аплодисменты после каждого танца. Многие зрители вспомнили свою давнюю трудовую молодость, а молодёжь, наоборот, по-новому взглянула на исконную национальную культуру».
После учёбы на клубном отделении Биробиджанского культурно-просветительского училища Маргарита Глухих вернулась на Чукотку, но уже не в закрытый к тому времени Наукан, а в Нунямо. Вот как писала об этом газета «Советская Чукотка» в 1985 году в статье «Призвание»:
«1959 год. Нунямо. В сельский клуб приехала молодой специалист Маргарита Глухих. Энергичная, деятельная, она сразу внесла оживление в жизнь посёлка, а в танцевальный ансамбль пришли новые артисты. Глухих тогда многому научилась у талантливого руководителя «Белого паруса» Михаила Тулюна… Скоро отделение совхоза «Герой Труда» перевели на центральную усадьбу, в Уэлен. Многие уехали в Лаврентия. Маргарита Сергеевна устроилась на работу в районный Дом культуры – нужно было начинать всё сначала.
Обошла Глухих оставшихся участников «Белого паруса», долго говорила с людьми и убедила каждого: пусть «старичков» в Лаврентия немного, пусть пока негде репетировать, главное – собраться вместе. Так считала Маргарита Сергеевна и оказалась права. Не сразу, но люди вновь сплотились вокруг своего руководителя.
Вот так, слово за слово, репетиция за репетицией – и пришло время, когда ансамбль дал первый концерт в новом составе: хоть и небольшим был репертуар, терялись и путались новички, но выступление прошло неплохо. Долго не утихали аплодисменты после каждого танца. Многие зрители вспомнили свою давнюю трудовую молодость, а молодёжь, наоборот, по-новому взглянула на исконную национальную культуру».


К началу 1980-х годов «Белый парус» добился признания и за пределами Чукотки. Ансамбль участвовал во многих смотрах и конкурсах, а в 1982 году был удостоен диплома первой степени ВДНХ на празднике 60-летия СССР. За свою долгую историю «Белый парус» успел выступить не только на концертных площадках Чукотки, но и на сцене Кремлёвского дворца съездов, в Хабаровске, Магадане, на Аляске, в Гренландии, Франции, Канаде и других странах.
«ЕЁ ИЗДЕЛИЯ ЛЕГКО УЗНАВАЕМЫ»
Работа в «Белом парусе» в полной мере раскрыла способности Маргариты Глухих как мастерицы. Практически все сценические костюмы, в которых выступали участники ансамбля, были изготовлены по её эскизам, а многие – её руками.
«Изделия Глухих легко узнаваемы: их отличает сложный, необычный орнамент из оленьего меха и нерпы, почти полное отсутствие бисера – будь то изящная сумочка или рукавицы», – так писала в 1980-х годах «Советская Чукотка» об этой грани её дарования.


Маргарита Сергеевна даже в преклонном возрасте сохраняла верность любимому делу. Многие жители округа хорошо помнят её мастер-классы на окружном фольклорном фестивале «Эргав», где она, будучи почти в 80-летнем возрасте, показывала базовые движения национальных танцев. До последних дней жизни она вела занятия в клубе «Етти!» (в переводе с чукотского – «Здравствуйте!»), который организовала сразу после своего переезда в Лаврентия для пропаганды традиций и обычаев коренного прибрежного населения Чукотки.
Газета «Крайний Север» выражает благодарность Виктору Никифорову за помощь в подготовке материала
ПОЧЕМУ ЗАКРЫЛИ ЭСКИМОССКОЕ СЕЛО? Ныне заброшенный эскимосский посёлок Наукан на мысе Дежнёва до 1958 года был самым восточным поселением Евразии, но после закрытия уступил это звание Уэлену. Основание Наукана учёные относят к XIV веку. Известно, что в 1648 году недалеко от поселения был разбит один из кочей Семёна Дежнёва. В 1950-е годы в Наукане проживало порядка 350-400 человек. Существует несколько версий о причинах расселения эскимосов. Первая – официальная – проводимая советской властью политика укрупнения национальных поселений (в её пользу говорит то, что в том же 1958 году эскимосы посёлка Уназик были переселены в Новое Чаплино). Альтернативная версия называет решающим основанием начало острой фазы холодной войны и близость государственной границы с США. Возможно, что имели место обе эти причины. В 2019 году Наукан как уникальный памятник эскимосской культуры был включён в российский предварительный список объектов ЮНЕСКО.