Ингушский сибиряк
22.02.2024

Анастасия ВИДИНЕЕВА
vidineeva@ks.chukotka.ru
Как бывает иногда хорошо, что мечты не сбываются. Иначе не было бы в России олимпийского чемпиона по боксу Рахима Чахкиева, который в детстве хотел быть врачом. Задатки будущего победителя вовремя разглядел тренер. После окончания карьеры в профессиональном спорте боксёр активно занимается общественной деятельностью и… пишет стихи. На Чукотке Чахкиев побывал в качестве почётного гостя на окружном первенстве по боксу и охотно рассказал «КС» о своём жизненном пути.
«Мы начали новую жизнь»
– Рахим, расскажите, пожалуйста, с чего всё началось?
– Я родился вместе со своей сестрой-двойняшкой в Тобольске в 1983 году, меня окружала тайга, стройка – мои мама и папа приехали по комсомольским путёвкам строить Сибирь. Помню сознательно уже 80-е годы, нашу двухкомнатную квартиру, где утро начиналось с разминки, которую показывали по телевизору. Всё это в комплексе, потом 90-е годы, кумиры детства Брюс Ли, Ван Дамм, подножка на футбольном дворовом поле, первая кровь из носа, посещение секции каратэ-до и первые успехи… В 1994-м из-за развала Советского Союза родители решили вернуться на Кавказ, в маленькое село Майское на границе Осетии и Ингушетии. Там мы начали новую жизнь. В этом селе была единственная школа и единственная секция – по боксу. Может, и в другом виде спорта у меня тоже сложилось бы, но я начал заниматься, и со временем понял, что бокс – это моё, потому что именно в нём выкладываешься полностью. Потом я начал ездить на тренировки за 15 км от моего села в город Назрань к хорошему тренеру Руслану Чапанову. У него я получил новые знания о боксе и понимание, что бокс – это не драка, а искусство защиты. Тренер всегда говорил, если вы обладаете хорошей защитой, то вы долговечный боксёр. Я 20 лет отдал боксу и теперь понимаю, что он имел в виду.
– Как скоро поняли, что бокс – это призвание?
– Вообще, я хотел стать врачом, какой там бокс. Но Руслан Чапанов был мудрый человек, опытный и заметил мои задатки. Я каждое утро приезжал к своему тренеру, который жил тогда в вагончике, работали на лапах, разбирали бои, смотрели видео. Кстати, тогда ещё мало кто из тренеров снимал бои, а Руслан Чапанов снимал на большую такую тяжёлую камеру. Тренировались и в спортзале, причём комплексно. Прокачивали основные группы мышц на тренажёрах, играли в футбол, баскетбол, регби, плавали, ходили в походы в горы. Хорошие тренировки были. И в зале была такая рабочая атмосфера, что не нужно было никуда ездить, боксёры были сильные, и тренер хорошо технику ставил.
Дорогой в Пекин
– Насколько сложной оказалась дорога к олимпийскому золоту?
– Люди думают, что я легко стал олимпийским чемпионом. Это не так. С 2002 по 2007 год я участвовал практически во всех чемпионатах России, но не становился первым. Я рос все эти годы и, прежде чем побеждать, учился проигрывать. Но у меня была цель, а если человек ставит перед собой цель, он не разменивается по мелочам. Мне очень было важно выиграть чемпионат России 2007 года, чтобы получить путёвку на чемпионат мира и пройти отбор на летние Олимпийские игры в Пекине 2008 года. У меня был титулованный соперник Роман Романчук, который на тот момент был финалистом чемпионата мира. Но предварительно я его хорошо изучил и тщательно готовился. За счёт быстроты, резкости, правильной техники я всё-таки сумел победить. Мало того что у меня был сильный удар, мощные руки, корпус, но я ещё очень хорошо умел быстро двигаться на ногах. Моя фамилия произошла от дерзкого, быстрого предка, которого звали Чахк. По-ингушски «чахк» – это «быстро», так что по-русски моя фамилия звучит Быстров или Быстрый. Потом был чемпионат мира в Чикаго, где я вживую увидел Мухаммеда Али и первый IPhone. Я попал на пять боёв, и свой финальный бой проиграл со счётом 6:7. Всего одно очко уступил итальянцу Клементо Руссо и как финалист чемпионата мира получил именную олимпийскую лицензию. Я весь год готовился и понимал, что основной мой соперник будет тот же. В Пекине по жеребьёвке мне выпало четыре боя. В первом я победил чемпиона Азии, во втором с хорошим перевесом выиграл у французского боксёра, в третьем бою попался один из законодателей любительского бокса Кубы, который всем своим видом показывал своё превосходство, но я его даже не почувствовал, легко обошёл по очкам. И всё, в финале уже встретился со своим обидчиком, который нанёс мне поражение в Чикаго в прошлом году, и на этот раз не упустил свой шанс. Хотя в тот момент на ринге даже не было моего тренера, у него был параллельный зачёт Ингушетия – Самарская область.
– Почему перешли из любительского в профессиональный бокс?
– Я много лет занимался и тем, и другим. Это абсолютно разные виды спорта. Разные формулы и философия. Я мог бы продолжить в любительском боксе, но мне это стало уже неинтересно. Я попробовал, ещё раз приехал на сборы в город Чехов, начал тренироваться. Олимпийский цикл – это четыре года, впереди ещё было много времени. Я начал думать, что я уже олимпийский чемпион, тем более так ярко выступал, представлял Россию, с гордостью поднимал наш российский триколор. Меня, естественно, приметили, были звонки из Америки, из Германии, на меня выходили люди и предлагали перейти в профессиональный бокс. Я отдыхал, не принимал решение, и как-то в Москве обжился. Но что-то я себя не находил, хотя вроде бы и чемпион. Мне тогда было 25 лет, это сейчас мне 41 и осознаю, что многого ещё не понимал. Встретились люди, которые меня всё-таки вдохновили продолжить заниматься боксом. Профессиональный бокс меня всегда привлекал, у меня был сильный удар, и я думал, что неплохо смогу себя реализовать в этом виде спорта. И я принял приглашение немцев, переехал в Германию, начал изучать язык и тренироваться. Начинал сложно очень, мне, к примеру, абсолютно не нравилась немецкая кухня. Но была цель побеждать, и я работал. Первые два десятка боёв закончил досрочными победами. Я был панчер, это боксёр с сильным ударом, и любил быстро заканчивать бои. Я по натуре такой, но эта спешка в некоторых боях мне мешала. Как раз таки она сыграла плохую службу в бою с Кшиштофом Влодарчиком за звание чемпиона мира в тяжёлом весе в Москве в 2013 году. Я действовал на эмоциях, а как иначе, если впервые в твоей жизни на боях присутствует отец. Много других родственников и земляков тогда приехали поддержать. Бой получился драматичным, было много нюансов и тонкостей. Первые шесть раундов я просто пробивал соперника, но растратил все силы, а он после такой мощной бомбардировки стоял на ногах. Я отказался боксировать, потому что понимал, что не дотяну, не выдержу все 12 раундов.
Общественник и поэт
– Чем занимаетесь сейчас?
– Я завершил свою профессиональную карьеру в боксе в 33 года, сейчас у меня время философствовать. Пробовал и тренировать, но потом как-то не стал. Можно сказать, я общественник. Много общаюсь с людьми, особенно люблю работать с молодёжью, показывать им что-то, рассказывать. Хотя я семьянин и многодетный папа ко всему прочему – у меня четверо детей. Умею также складывать слова в рифмы, это пришло ко мне поздно, только в 35 лет, хотя мама говорит, я ещё не настолько взрослый, чтобы писать стихи. Если и напишу когда-то книгу, то стихами. Я очень люблю русский язык и литературу, ещё со школы. Я вообще считаю себя глубоко русским человеком, хотя внешне, может, так и не скажешь, но внутренне я даже больше русский, чем многие.
Кстати

На Олимпиаде в Пекине 2008 года Рахим Чахкиев выступал в категории 91 кг, но, по словам спортсмена, весил всего 88 кг, впрочем, чувствовал себя боксёр при этом вполне комфортно.