А мы идем на Север!
21.08.2012

В конце июля-начале августа к Чукотке было приковано повышенное внимание со стороны отечественных и мировых СМИ, а также всего сообщества любителей экстремальных видов спорта. Именно это время для своей опасной межконтинентальной экспедиции выбрали пятеро отважных участников Сургутского клуба путешественников «Андреевский», рискнувших впервые в истории преодолеть на водных мотоциклах Берингов пролив с российской стороны. Стартовав в бухте Провидения и добравшись до поселка Уэльс на Аляске, они тем же путем вернулись обратно. Когда все перипетии маршрута остались позади и даже скептики, прочившие экстремалам большие неприятности в суровых водах Берингова пролива, признали успех рискованного предприятия, участники экспедиции любезно согласились рассказать читателям «КС» о своем путешествии.
СО СНЕГОХОДОВ – НА ГИДРОЦИКЛЫ
Как выяснилось, идея межконтинентальной экспедиции родилась еще в марте прошлого года, когда участники клуба экстремалов «Андреевский» осуществляли переход на снегоходах из села Уэлькаль по заливу Креста в Эгвекинот.
– Мы тогда подумали, почему бы не пересечь на снегоходах и Берингов пролив? –
вспоминает один из инициаторов проекта Андрей Прудников. – Однако, внимательно изучив маршрут, поняли, что на снегоходах мы пройти не сможем, поскольку льды пролива находятся в постоянном движении, да и вообще, он редко бывает полностью покрыт ими. А поскольку в круг наших интересов входят и путешествия на гидроциклах, было решено использовать именно эти транспортные средства для осуществления задуманного.
Так была организована группа, распределены обязанности, и началась подготовка к переходу.
– Фактически все приходилось делать за свой счет. Правда, определенную поддержку оказала «Ямаха Моторс Москва», предоставившая скидку на технику и осуществившая доставку гидроциклов из США в Санкт-Петербург, затем по железной дороге через столицу России во Владивосток и далее сухогрузом в Анадырь, – продолжил Прудников. – Уже прибыв сюда, мы, опираясь на опыт прежних экспедиций, доводили серийные машины до ума, тюнинговали их с учетом условий предстоящего путешествия. Ставили стекла, задние багажники, навигацию, защиту корпуса и днища, чтобы не повредить его при причаливании к каменистому берегу. Здесь нам помог местный дилер фирмы «Ямаха», владелец ЧукотХозТорга, предоставивший помещение. Ну а когда все было готово, техника была отправлена в Провидения, а там состоялось ее первое испытание на фестивале морских охотников «Берингия», где мы по приглашению правительства округа выступили в рамках праздничной программы.
Маршрут экстремалы тоже прокладывали сами, просчитали километраж, предусмотрели точки заправки, в том числе заранее оплатили горючее на «той стороне», в Уэльсе. Так что можно было смело отправляться в путь.
15 МЕТРОВ СТРАХОВКИ
Тем не менее, как и в каждом большом деле, без накладок не обошлось.
– Не учли, что при выходе из Провидения мы проходим таможню и закрываем границу, то есть уже не можем причалить к российскому берегу, в связи с чем срочно пришлось пересматривать маршрут в худшую для нас сторону, – объяснил собеседник газеты.
– И здесь нам помог морской охотник Владимир Эйнеучейвун, подсказавший оптимальный в сложившейся ситуации путь. Если изначально мы планировали дойти до Уэлена, то теперь пришлось следовать через залив Лаврентия и потом по диагонали южнее островов Ратманова и Крузенштерна, оставив в Уэлене заранее приготовленное горючее. Исходя из этого был скорректирован запас топлива, количества которого теперь должно было хватить до Аляски. Ну а к автономному переходу команда была и так готова.
Тем не менее, несмотря на то что в сроках путешественников никто не ограничивал, проделать путь в одну сторону им надо было достаточно быстро, что было связано со стремительно меняющейся погодой в Беринговом проливе и с невозможностью пристать на российской стороне к берегу для отдыха.
– Более 500 километров пути, пройденных от бухты Провидения до Уэльса, мы преодолели меньше чем за двое суток, – продолжил Андрей Прудников. – Не сказал бы, что это было супер-опасно. Гидроциклы показали себя надежно, отработали без единого сбоя в ходе всего путешествия. Правда, мы все же подстраховали себя от шторма, пристегнувшись 15-метровыми фалами на карабинах к водным мотоциклам. Ведь, если волна вышибет из-за руля, гидроцикл может унести гораздо быстрее, чем до него доплывет упавший в воду человек. Это уже может быть очень опасно, но, к счастью, страховка так ни разу и не потребовалась.
СКВОЗЬ ВЕТЕР И ВОЛНЫ
В результате до Аляски путешественники добрались без особых приключений. В Уэльсе их радушно встретили местные жители. Россиян разместили в местном клубе, накормили и даже специально для них устроили праздник с выступлением поселкового фольклорного коллектива.
В общей сложности там «андреевцы» пробыли два дня, выйдя в обратный путь на сутки раньше изначально запланированной даты, чему поспособствовала погода, открывшая для них небольшую «форточку».
– На обратном пути мы решили немного поменять маршрут, – заметил гость из Сургута. – Достигнув южной части острова Крузенштерн, команда зашла в расположенный на его внутренней стороне американский поселок для дозаправки гидроциклов, а потом проследовала вдоль государственной границы, обогнув остров Ратманова с северной стороны, пройдя вдоль заставы и свернув к побережью Чукотки в сторону Провидения. И тут нас нагнала непогода.
В районе погранпункта Чаплино экстремалы попали в жестокий шторм, подойти к берегу из-за большой привальной волны было невозможно, так что еще одну порцию горючего, которая их там ждала, также пришлось оставить пограничникам. Впрочем, топлива хватало, заботы же у путешественников были совсем другого рода.
– Было непонятно, откуда дует ветер, казалось, что со всех сторон, – вспоминает другой участник экспедиции, Сергей Ляпичев. – Наша задача состояла в том, чтобы не поймать боковую волну с гребешком, что чревато, и не потерять друг друга из виду. Хотя, если кто-нибудь из нас упал бы в воду, подойти и помочь ему в этих условиях было бы просто невозможно. Как нам потом сказали, сила шторма составила
6-7 баллов. За волнами мы подчас не видели друг друга – один внизу, другой наверху, и если бы нас было не пятеро, а 15 человек, то сосчитаться и удержаться вместе вряд ли удалось бы.
В этих условиях спорт-смены вошли в бухту Провидения, впрочем, как они вспоминают, напряжение спало, как только они увидели конечную точку путешествия.
– Первыми на этой стороне мы увидели пограничников, встретивших нас широкими улыбками и, судя по всему, действительно обрадовавшихся благополучному исходу экспедиции, – продолжил третий участник команды, Денис Власенко. – И вообще, мы очень благодарны сотрудникам Чукотского погрануправления, которые в меру своих возможностей и в рамках действующего закона всемерно помогали нам.
ЕЩЕ УВИДИМСЯ!
– Подводя итоги экспедиции, хотелось бы отметить даже не вынужденную смену первоначального маршрута и не шторм, который хоть и вызвал определенный дискомфорт, но все-таки был успешно преодолен нами, – резюмирует Андрей Прудников. – Несколько обескуражило поведение наших американских партнеров, вместе с которыми изначально год назад планировалось это путешествие. Дело в том, что, когда в голову пришла эта идея, мой друг, редактор журнала «Катера и яхты» Андрей Великанов, состыковал нас с американскими экстремалами, которые планировали аналогичный переход, только со стороны Аляски. До определенного момента шла совместная подготовка проекта, однако, поняв, что в силу правил погранрежима без проблем пройти можно будет только со стороны России и обратно, американцам вдруг это стало неинтересно, и они отказались от сотрудничества. Каково же было наше удивление, когда двумя неделями раньше нас те же самые люди прошли на гидроциклах через Берингов пролив маршрутом, который им якобы был неинтересен, обеспечив себе массу проблем с пограничниками, в результате чего перед российской стороной даже вынужден был извиняться консул США во Владивостоке.
Впрочем, именно благодаря этому, а также обстоятельствам, о которых речь шла в начале разговора, наш маршрут через Берингов пролив все-таки оказался уникальным и действительно единственным в своем роде. Спасибо за это Чукотке! Мы непременно вернемся сюда, только уже на снегоходах, чтобы в конце зимы–начале весны пройти из Анадыря в Певек и далее по побережью в Уэлен, Провидения и Анадырь,«закольцевав», таким образом, более чем двухтысячекилометровый маршрут. Так что еще увидимся!
